ОБСУЖДАЕМ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫВОЗА МУСОРА (продолжение)

 Мы, в прошлый раз, рассказывали о письме, в котором Минприроды РФ разъяснило, что смёт, ветки, листва и обрезки деревьев не входят в состав ТКО. 

       В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» постоянный эксперт Ассоциации Управляющих организаций (Р1) Елена Шерешовец дала оценку такой позиции, подкрепив своё мнение законодательством и судебной практикой. 

Минприроды РФ исключает уличный смёт и листья из состава твёрдых коммунальных отходов 

       В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» эксперт Ассоциации , практикующий юрист проанализировала позицию Минприроды РФ, законодательство и судебную практику по вопросу о том, входят ли в состав твёрдых коммунальных отходов и относятся ли к зоне ответственности регоператора такие отходы как смёт, ветки, листва и обрезки деревьев. 

      Министерство природных ресурсов и экологии РФ в письме от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 со ссылкой на ст. 1 № 89-ФЗ указало на то, что к ТКО относятся только отходы, образованные физическими лицами в пределах жилых помещений. Поскольку листва, уличный смёт, ветки и обрезки деревьев образовались на придомовой территории, эти отходы не относятся к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором. Минприроды РФ в письме предлагает организовать вывоз такого мусора с помощью регионального оператора по отдельной нерегулируемой цене, а не в счёт тарифа на его услуги, утверждённого в регионе. Такое же мнение Минприроды РФ высказало в рамках горячей линии по вопросам проведения «мусорной реформы» в регионах. При этом всего год назад Минстрой РФ в письме от 25.09.2018 № 43298-ОГ/06 высказал противоположную позицию и обозначил, что уличный смёт, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками входят в состав ТКО. 

К этому анализу стоит добавить, что в 2022 году ст. 1 № 89-ФЗ была изменена и теперь она трактуется так: 

Статья 1. Основные понятия 

 1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах";(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 14.07.2022 N 343-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

То есть законодатель подтвердил выводы эксперта и судебную практику. 


           Нормативно-правовые акты учитывают отходы от уборки придомовой территории в составе ТКО, образующихся после уборки придомовых территорий, отмечают специалисты, что: Письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных (п. 2 постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009). 

             Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утверждён Федеральный классификатор каталога отходов (ФККО). По данному классификатору твёрдые бытовые отходы включают и уличный смет, и отходы при уходе за растительными посадками

        В каждому субъекте РФ установлены нормативы накопления ТКО. Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 04.04 2016 № 269, при их определении учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории, в том числе уличный смёт и растительные отходы. А всё, что включено в норматив, относится к ТКО и вывозится в счёт утверждённого в регионе тарифа.

 

Суды относят уличный смёт, листья и ветки деревьев к твёрдым коммунальным отходам 

      Судебная практика, которая уже сложилась по вопросу отнесения отходов от уборки придомовых территорий в состав ТКО. В 2019 году в Верховном суде РФ рассмотрели обращение гражданина, который попытался оспорить нормативы накопления ТКО в Омской области и исключить оттуда отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в решении от 23.09.2019 № АКПИ19-543 отметила: довод о том, что твёрдые коммунальные отходы не могут образоваться за границами жилых помещений, основаны на неправильном толковании норм права. По мнению суда, ТКО могут образовываться на придомовой территории. 

         Таким образом, при оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребитель одновременно оплачивает услугу в части отходов, образующихся при содержании общего имущества собственников помещений в МКД. Как отмечают специалисты, похожие судебные решения были вынесены и в других регионах России, например, в апелляционном определении Севастопольского городского суда от 31.01.2019 по делу № 33-321/2019. 

          Такую же позицию занимает и УФАС в некоторых регионах: антимонопольная службы в Челябинской области обязала регоператора вывозить отходы, образовавшиеся после уборки УО придомовой территории многоквартирных домов. 

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций 

          О мнении УФАС мы расскажем в следующей статье. 

Читать дальше

ОБСУЖДАЕМ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫВОЗА МУСОРА (продолжение)

        Продолжаем знакомить с новшествами в сфере обращения с ТКО. Сегодня вашему вниманию предлагается мнение Минприроды, которое интерпретирует изменения в сфере ТКО Постановлением № 293. Их мнение противоложное мнению Министерства строительства и ЖКХ                                    


                                                                    ПИСЬМО

                                      от 21 июля 2020 года N 08-25-53/18336 

"Об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО" 


        Минприроды России по вопросу отнесения образующихся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки) отходов к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) сообщает. 

        Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. 

        В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации(далее - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

      Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.  

       Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа. 

   Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. 

      Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 (далее - Правила определения нормативов), и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр (далее - Методические рекомендации). 

    В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений. 

    Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. 

     В свою очередь Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО. 

      Таким образом уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО, 

     В соответствии с ЖК РФ под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. 

     Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. N 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ исполнителем работ. 

     В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - Постановление N 290), работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка. 

      На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. 

    Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО. 

                    Заместитель Министра природных ресурсов    и экологии Российской Федерации К.Н.Румянцев Электронный текст документа


    Если кратко то Письмо Минприроды России от 21.07.2020 № 08-25-53/18336 разъясняет, что растительные отходы от содержания зеленых насаждений (например, ветки, листья) не относятся к твердым коммунальным отходам (ТКО), так как образуются не в жилых помещениях и не в процессе потребления. Это означает, что их вывоз осуществляется по отдельному договору, как правило, по нерегулируемой цене, и они не входят в тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. Ключевые моменты письма:

 Растительные отходы - это не ТКО: По смыслу закона № 89-ФЗ, ТКО образуются в жилых помещениях в процессе потребления. Растительные отходы образуются в результате ухода за зелеными насаждениями и не подпадают под это определение.Необходимость отдельного договора: Вывоз таких отходов должен осуществляться по договору с организациями, имеющими соответствующую разрешительную документацию. 

Отсутствие включения в тариф на ТКО: Региональные операторы в рамках тарифа обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют законодательству и учтены в нормативах их накопления. 

Запрет на складирование на контейнерных площадках: Правила обращения с отходами (вступившие в силу с 1 сентября) запрещают складировать на контейнерных площадках для ТКО мусор, образовавшийся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. 

Управление и нормативная база: Минприроды также отмечает, что Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) не является нормативным правовым актом, а лишь перечнем отходов, образующихся в процессе деятельности юридических лиц и ИП. 

В анализе прошлого письма Министерства строительства и ЖКХ я высказывал свое мнение, что все изменения сводятся к одному - освобождению регионального оператора от многих функций и предлагает все возложить на собственников земельных участков. А если учесть что, собственником многих участков является муниципалитет или непосредственно государство, то специалисты, которые предлагали такие поправки, явно в сговоре с региональными операторами. 

       Минприроды, очень сильно притягивает некоторые правовые нормы, как говориться, за уши и делает не правильные выводы, причем ссылаясь на федеральное законодательство. И хочу напомнить, что в анализе Писма министерства строительства я делал ссылку на ФЗ № 89:

"Обратите также внимание на том, что в первом абзаце письма идет ссылка на ст. 1 ФЗ-№ 89 "отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами," что отходами признаются только отходы образованные в жилых помещения, но с 2022 года в данную стать внесены изменения и сегодня она трактуется так: Ст. 1. "В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах";(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 14.07.2022 N 343-ФЗ)То есть эта статья подтверждает, что отходами являются все отходы, которые производятся собственником как в жилом помещении, так и на всей территории где находиться общедомовая собственность МКД."

 

Читать дальше

ОБСУЖДАЕМ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫВОЗА МУСОРА (продолжение)

 В нашей последней статье мы обещали ознакомить вас с письмом Минстроя РФ и провести анализ данного письма. 

Итак знакомим с письмом:


         МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГОХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ      ПИСЬМО 

от 25 сентября 2018 г. N 43298-ОГ/06 

     Департамент городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минстроя России, и по вопросам, изложенным в нем, сообщает следующее. 

      Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) относятся:- отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;

 - отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.  

       Относительно таких отходов как уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, образованные на придомовой территории, сообщаем.Нормативы накопления ТКО (далее - нормативы) устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 269) и приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Методические рекомендации). 

     Согласно пункту 3 Правил N 269 при определении нормативов в составе ТКО учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. При этом категории объектов, на которых образуются ТКО, определяются уполномоченным органом. 

   Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категории объектов, на которых образуются ТКО.В случае если уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками образованы на придомовой территории, или уполномоченные органы предусмотрели перечень категорий объектов, в котором указаны объекты с образованием таких отходов, то они подлежат учету при определении нормативов.

        Отмечаем, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, придомовая территория - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. 

    В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО). 

      Исходя из анализа норм федерального законодательства, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками относятся к ТКО. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.

   Относительно таких отходов как отходы от текущего ремонта жилых помещении сообщаем.Понятийным аппаратом Правил обращения с ТКО предусмотрено, что под крупногабаритными отходами понимаются ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещении (текущий ремонт - это меры, направленные на поддержание несущих конструкций здания и инженерных коммуникации в исправном состоянии и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО. 

        Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. N 1447-ст, крупногабаритные отходы - отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.Исходя из комплексного анализа норм федерального законодательства, под крупногабаритными отходами понимаются ТКО, образующиеся у физических лиц, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО.С учетом положений Правил обращения с ТКО в части определения крупногабаритных отходов, их складирования, а также Правил N 269 в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются крупногабаритные отходы), крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 

     Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. 

    Дополнительно отмечаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделении, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержит правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера. 

 Директор Департаментагородской средыО.Н.ДЕМЧЕНКО


 Наш анализ. 

Письмо Минстроя России от 25.09.2018 № 43298-ОГ/06 разъясняет, что отходы от капитального ремонта жилых помещений и строительный мусор не являются частью ТКО (твердых коммунальных отходов), но их сбор и вывоз входят в обязанность управляющей организации. Эти отходы следует собирать отдельно и передавать организациям, имеющим соответствующую лицензию, а не складировать на контейнерных площадках для ТКО. 

    Основные положения письмаКлассификация отходов: Письмо разграничивает отходы от текущего ремонта жилья (например, обои, остатки краски, старую электропроводку) и отходы от уборки придомовой территории, относимые к ТКО. 

Обращение с отходами:Текущий ремонт: Отходы от текущего ремонта (строительный мусор) не являются ТКО и не входят в тариф за вывоз ТКО. Их необходимо собирать и утилизировать отдельно.

   Уборка территории: Отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (например, мусор, листья, ветки), относятся к ТКО и подлежат вывозу в рамках тарифа.    


Ответственность управляющей организации: За сбор и вывоз отходов от текущего ремонта, а также за уборку придомовой территории, отвечает управляющая организация (УК или ТСЖ). 

Необходимость раздельного сбора: Важно организовать раздельный сбор отходов, чтобы строительный мусор не складировался вместе с ТКО на контейнерных площадках.Отходы от капитального ремонта: Отходы от капитального ремонта не относятся к ТКО и требуют отдельного обращения в соответствии с их классом опасности, что не является темой данного письма, но важно иметь в виду для правильного обращения с отходами. 

Обратите также внимание на том, что в первом абзаце письма идет ссылка на ст. 1 ФЗ-№ 89 "отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами," что отходами признаются только отходы образованные в жилых помещения, но с 2022 года в данную стать внесены изменения и сегодня она трактуется так: 

  Ст. 1. "В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах";(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 14.07.2022 N 343-ФЗ)

То есть эта статья подтверждает, что отходами являются все отходы, которые производятся собственником как в жилом помещении, так и на всей территории где находиться общедомовая собственность МКД. 

Да затронули мы очень серьезную тему. В следующей нашей статье мы вам расскажем о другой позиции, которую высказывает Минприроды РФ.  Обсудим и проанализируем их письмо на данную тему. 

Читать дальше

ОБСУЖДАЕМ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫВОЗА МУСОРА

 ОБСУЖДАЕМ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫВОЗА МУСОРА С 1 СЕНТЯБРЯ 

        В предыдущей нашей статье мы начали обсуждать изменения законодательства, которые вступили с 1 сентября 2025 года в сфере ЖКХ. Как мы и обещали рассмотрим как новые правила коснуться собственников, ТСЖ и Управляющие компании. И начнем с очень острой сегодня темы «Обращения с Твердыми Коммунальными Отходами». 

         Одна из главных целей мусорной реформы — сократить складирование ТКО на свалках и проводить его сортировку с последующей переработкой. 

      Для этого законодатели предполагают:С 1 сентября 2025 года в России вступили в силу новые правила обращения с ТКО, которые устанавливают запрет на складирование растительных и строительных отходов на контейнерных площадках, переводят ответственность за содержание самих площадок на их собственников (управляющие компании или местные администрации) и вводят единые правила цветовой маркировки контейнеров для раздельного сбора. Изменения также затрагивают медицинские отходы класса «А», которые теперь приравниваются к ТКО с 1 июля 2025 года. 

 Основные изменения

 •Запрет на складирование на контейнерных площадках: Строго запрещено выбрасывать на контейнерные площадки ветки, листву, траву, строительный мусор и шины. Ответственность за их вывоз лежит на физических и юридических лицах. За нарушения предусмотрены административные штрафы. 

Ответственность за контейнерные площадки: Теперь за содержание контейнерных площадок (ремонт, уборку территории, покупку контейнеров) отвечают их собственники – управляющие компании для многоквартирных домов и местные администрации для частного сектора. 

Цветовая маркировка: Введены единые правила маркировки контейнеров. Серые — для смешанных отходов, а контейнеры других цветов (синий, зеленый и т.д.) — для различных видов вторсырья. До 1 января 2030 года старые контейнеры допускается использовать при условии нанесения на них соответствующих маркировок. 

Медицинские отходы: С 1 июля 2025 года медицинские отходы класса «А» (эпидемиологически безопасные) приравниваются к ТКО и передаются региональным операторам. 

•Учет и эффективность: Введена новая система для оценки эффективности объектов по обращению с ТКО, которая включает показатели бесперебойности приема отходов, учета массы, извлечения вторичных ресурсов и другие. 

Ответственность за несанкционированные свалки: С региональных операторов снята обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, которая теперь возлагается на собственников земельных участков 

         Теперь давайте обсудим эти изменения с позиции собственников, какие последствия могут возникнуть в связи с этими вопросами и какие меры можно предпринимать в конфликтных ситуациях с региональным оператором. 

          Во-первых, понятно, что все изменения ведут к повышению в тарифов и попыткам к освобождению от некоторых функций и в связи с этим позволят региональным операторам включать дополнительные услуги. К этому выводу приходим из-за запрета вывозить за счет тарифа на ТКО с придомовой территории обрезки деревьев, кустарников и т.д. Правда в новых правила ничего не говориться о дворовом смёте, который присутствует в различных санитарных правилах и стандартах. 

           На сегодняшний день есть четкое определение этого понятия во многих нормативных актах. Смёт с придомовой территории (уличный смёт, листья, ветки, скошенная трава) относится к твердым коммунальным отходам (ТКО) и вывозится региональным оператором в рамках установленного тарифа. В соответствии с законодательством, при расчете нормативов накопления ТКО учитываются отходы от уборки придомовых территорий. 

 •Категория ТКО: Уличный смёт и другие отходы от уборки территории многоквартирного дома относятся к ТКО. 

•Обязанность регионального оператора:Региональный оператор обязан вывозить эти отходы в рамках единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. 

•Правовая основа: Это подтверждено в том числе и судебной практикой, когда суды подтвердили обязанность регоператора вывозить уличный смёт, листья и ветки, собранные с придомовой территории, ссылаясь на законодательство, которое приравнивает такие отходы к ТКО. 

•Нормативы накопления: При расчете нормативов накопления ТКО учитываются отходы, образующиеся при уборке придомовой территории, что означает, что они уже включены в расчет тарифа 

     Из этих данных мы подтверждаем наш первоначальный вывод, о том что региональный оператор улучшать свою экономку будет не за счет улучшения и организации своей работы, а только за счет увеличения тарифа. А жаль. 

      Во-вторых, изменения касаются и раздельного сбора ТКО. Задача стоит сложная - к 2030 году приступить к раздельному сбору мусор. Однако, на мой взгляд, что одной раскраской контейнеров это не решить. Для этого необходимо построить мусороперерабатывающие предприятия, выстроить под них логистику вывоза ТКО от собственника до предприятия. И ещё не маловажно установить стоимость наших коммунально-бытовых отходов, как это делалось прошлом веке. Например, продажа лимонадного напитка в полулитровой посуде стоила, как сейчас помню, 27 копеек и в этой стоимости была сразу заложена цена пустой тары – 12 копеек. Так и сейчас нужно определить стоимость каждого вида отходов (стекло, пластик, бумага, ветошь, пищевые отходы и т.д.) тогда собственники, жители смогут себя заставить разделять и сдавать эти отходы. Без эти базовых условий очередной этап мусорной реформы может быть провален. На сегодня наверное достаточно информации, так как она очень объемна в своем понимании в различных нормативных документов. В следующей статье на ваше рассмотрение будет рассмотрено письмо Минстроя России от 25.09.2018 N 43298-ОГ/06 <Об отходах, образующихся при уборке придомовой территории и от текущего ремонта жилых помещений>

Читать дальше

Новости ЖКХ

Всем доброе время суток! Вот и закончилось лето, каникулы, отпуск. Вернулись законодатели из своих каникул. Начался новый сезон изменений нормативных документов в сфере ЖКХ. Изменения есть и не всегда они нас радуют. Сегодня мы продолжим знакомить людей с новыми изменениями, который вступили в работу с первого сентября. Постараемся не только знакомить вас с новыми документами, давать пояснения к ним, а также отвечать на ваши вопросы!

С уважением, Геннадий Енчик!


И ТАК НАЧИНАЕМ!

 С 1 сентября 2025 года в сфере ЖКХ вступают в силу изменения, касающиеся повышения прозрачности работы управляющих компаний (УК), новых правил обращения с ТКО и ужесточения контроля за использованием земельных участков. УК теперь обязаны ежегодно отчитываться в ГИС ЖКХ, региональные операторы должны продавать вторсырьё через электронные торги, а владельцам земельных участков грозят штрафы за захламление и изъятие заброшенных участков.  


Изменения для жильцов и управляющих компаний 

Отчетность УК: 

Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК обязаны ежегодно публиковать в ГИС ЖКХ годовые отчеты о проделанной работе, что повышает прозрачность их деятельности. 

 Дополнительные услуги:

 Теперь требуется предварительное согласие жильца на оказание дополнительных услуг, например, в письменной форме или путем указания в квитанции. Это может привести к тому, что услуги, не получившие достаточного согласия, будут исключены из квитанций и выставляться операторами связи отдельно.

 Пожарная безопасность: 

Обновлены правила противопожарного режима. Теперь запрещено загромождать эвакуационные пути, использовать чердаки и подвалы, а также закрывать планы эвакуации. Нарушения могут повлечь за собой штрафы. 

 ГИС ЖКХ: 

Расширен состав информации, которую управляющие организации обязаны размещать в ГИС ЖКХ. Теперь они должны указывать сведения об операторах связи, включая их контактные данные и информацию о лицензиях. 


 Изменения, связанные с обращением с отходами (ТКО) 

Раздельный сбор:

 В регионах постепенно внедряется раздельный сбор мусора (пластик, стекло, макулатура). Управляющие компании должны обеспечивать чистоту на контейнерных площадках и размещать информацию о графике вывоза мусора и правилах сортировки. 

 Электронные торги:

 Региональные операторы обязаны продавать вторсырье через электронные торги, интегрированные с ФГИС УТКО (Федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов)

 Инвестиции в переработку: 

В инвестпрограммы регоператоров можно будет включать проекты по строительству объектов по переработке органических отходов и перегрузочных станций. 


 Изменения, связанные с земельными участками и недвижимостью 

Штрафы за заброшенные участки: 

Владельцы земельных участков должны быть внимательны к их состоянию. Заброшенные и захламлённые участки могут привести к штрафам или даже изъятию. 

 Регистрация в ЕГРН: 

В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) будут вносить сведения о членах семьи собственника жилья, если за ними сохраняется право пользования помещением, что касается жилья в ЖК, ЖСК и приватизированных квартир. 

 Запрет коммерческой деятельности в СНТ: 

Закон № 353-ФЗ ужесточает ограничения на коммерческую деятельность на территории садовых товариществ. 


Более подробно о данных изменениях мы вас будем знакомить в дальнейших наших публикациях. 


Читать дальше

РУБРИКА. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

Что должны убирать и как часто? 

 С июля 2024 года в квитанциях за коммунальные услуги появилась новая обязательная строка — оплата уборки общественных помещений.Эта статья расходов вызвала вопросы у многих жильцов, поскольку не все понимают, что именно входит в эту услугу. 

    Согласно нормативам: 

• Ежедневно: входные группы, зоны у мусоропроводов, лифты и первые этажи 

• Еженедельно: лестничные площадки выше второго этажа  • Ежемесячно: полная влажная уборка всех этажей 

• Ежегодно: генеральная уборка с мытьем окон, стен и дверей 

 Узнать больше 

Почему возникли вопросы? 

 Многие жильцы отмечают, что на практике: 

• Уборка проводится реже, чем положено 

• Качество работ не соответствует нормативам  

• Генеральные уборки часто отсутствуют 

  При этом плата взимается в полном объеме 

 Как проверить управляющую компанию? 

 •Изучите договор — там должны быть четко прописаны все обязательства 

• Фиксируйте нарушения — делайте фото, записывайте замечания в журнал уборок 

• Требуйте перерасчета при систематических нарушениях  

• Обращайтесь в жилищную инспекцию при отсутствии реакции от УК 

 Права жильцов: 

- Требовать соблюдения нормативов уборки 

- Получать перерасчет за неоказанные услуги 

- Создавать инициативные группы для контроля качества работ 

       Эксперты советуют внимательно проверять новые платежки и активнее участвовать в контроле за работой управляющих компаний. Качественная уборка подъездов — это не только вопрос комфорта, но и безопасности всех жильцов. Если вы готовы к активным действиям, мы готовы вам помочь организовать правильный контроль за работой Управляющей Компании!

Читать дальше

Новости ЖКХ

 Штраф 25 000 рублей: новое лютое наказание ждет жильцов - связано с ЖКХ 

          В 2025 году в России готовится серьёзное повышение штрафных санкций за нарушение санитарно-эпидемиологических норм в квартирах.  

        Инициатива исходит от Сергея Колунова, заместителя председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, который считает текущие штрафы недостаточно действенными для борьбы с проблемой антисанитарии.

 Почему нужны новые штрафы? 

   Сейчас штрафы для физических лиц за антисанитарию в жилых помещениях варьируются от 500 до 1500 рублей. По мнению законодателей, такие суммы не стимулируют собственников квартир поддерживать чистоту и порядок. Часто захламлённые и грязные квартиры становятся источником неприятных запахов, насекомых и даже угрозы здоровью соседей. Кроме того, антисанитария снижает рыночную стоимость жилья в доме, что негативно отражается на всех жильцах. 

 Какие изменения предлагает законопроект? 

   Проект закона предусматривает увеличение штрафов для физических лиц до 25 тысяч рублей, а для юридических лиц — до 500 тысяч рублей. Это значительное повышение призвано сделать наказание более ощутимым и повысить ответственность собственников жилья и управляющих организаций.Роспотребнадзор поддерживает инициативу, отмечая, что размер штрафов не менялся с 2008 года и перестал выполнять свою функцию сдерживания нарушений. Однако в ведомстве считают, что увеличение штрафов должно быть более умеренным — примерно в 2,5 раза, а не в десять, как предлагает депутат. Тем не менее, Сергей Колунов настаивает на жёстких мерах и намерен добиваться возвращения в законодательство нормы об изъятии жилья у систематических нарушителей. 

    Проблема антисанитарии в жилых домахАнтисанитарные условия в квартирах — одна из самых частых причин жалоб от соседей. Нечистота, запахи, тараканы, мыши и большое количество домашних животных ухудшают качество жизни и могут стать причиной заболеваний. Жильцы часто обращаются в контролирующие органы и суды, пытаясь решить проблему.Юристы отмечают, что антисанитария входит в тройку самых распространённых причин конфликтов между соседями. При этом многие управляющие компании и ТСЖ не всегда оперативно реагируют на жалобы, что усугубляет ситуацию. 

 Ответственность юридических лиц 

     Для управляющих компаний, ТСЖ и других юридических лиц штрафы за антисанитарию также значительно увеличатся — с 10-20 тысяч рублей до 500 тысяч. Это связано с тем, что именно эти организации отвечают за санитарное состояние многоквартирных домов и прилегающих территорий. Повышение штрафов должно стимулировать их более внимательно следить за чистотой и оперативно реагировать на обращения жильцов.Контроль и профилактикаРоспотребнадзор подчёркивает, что борьба с антисанитарией требует не только административных мер, но и активного взаимодействия с населением. Важна просветительская работа и профилактика, чтобы люди понимали, как их поведение влияет на условия проживания в доме.Возможность изъятия жилья 

      Если штрафные санкции окажутся недостаточно эффективными, законодатели готовы рассмотреть возвращение нормы об изъятии жилья у тех, кто систематически нарушает санитарные требования и игнорирует предупреждения. Такая мера направлена на защиту добросовестных жильцов и улучшение качества жизни в многоквартирных домах. 

 Итоги 

      Ужесточение штрафов за антисанитарию — важный шаг к улучшению санитарного состояния жилых помещений и защите интересов соседей. Законопроект, поддержанный Роспотребнадзором и депутатами Госдумы, призван повысить ответственность граждан и организаций, а также создать более комфортные и безопасные условия для жизни в многоквартирных домах.

Читать дальше

Новости ЖКХ

 В марте 2025 года обновились правила, по которым надо проводить общие собрания собственников. В статье мы собрали главные изменения и рассказали, что нужно учесть инициатору и администратору ОСС. 

 1. Уведомления о проведении ОСС в первую очередь надо направлять через ГИС ЖКХ 

 До поправок инициатор должен был оповещать собственников о проведении ОСС одним из способов: например публиковать сообщение в ГИС ЖКХ, отправлять заказными письмами или вывешивать на досках объявлений.С 1 марта 2025 года уведомление надо размещать не одним, а двумя обязательными способами. 

      Теперь в первую очередь инициатор должен направить сообщение через ГИС ЖКХ, а также использовать дополнительный способ оповещения, который выбрало общее собрание: 

• Отправить сообщения заказными письмами;  

• Вручить документы лично под роспись; 

 • Повесить уведомление на информационных стендах в подъездах или других общедоступных местах. 

      Публиковать уведомление в ГИС ЖКХ надо при любой форме общего собрания. Это касается не только электронного голосования, но и очного ОСС. 

     Срок уведомления не изменился. Его надо направить минимум за 10 дней до старта ОСС.После того как инициатор опубликует уведомление в ГИС ЖКХ, оно автоматически отправится собственникам в «Госуслуги». Когда человек зайдет в свой личный кабинет на любом из двух порталов, будет считаться, что он получил информацию.

 2. Онлайн-голосования больше нельзя проводить в коммерческих системах 

 Если собрание проходит онлайн, то голосовать можно только в одной из четырех систем:  

• ГИС ЖКХ.

 • Портал «Госуслуги». 

 • Приложение «Дом.Госуслуги».  

• Региональные платформы. 

       В них можно проводить ОСС, если власти субъекта РФ обеспечили такую возможность и создали систему.  

    Теперь ГИС ЖКХ и «Госуслуги» взаимосвязаны, поэтому голос участника на втором портале будет автоматически учтен. Такие изменения должны повысить собираемость кворума на ОСС, потому что участникам не нужно специально регистрироваться на разных порталах, в том числе в ГИС ЖКХ. 

     В новых правилах есть одно исключение, когда голосовать можно через коммерческую систему. Для этого должны выполняться два условия: 

• Решение ОСС использовать коммерческую систему принято до 1 марта 2025 года.

 • Инициатор разместил сообщение о проведении ближайшего ОСС в коммерческой системе до 1 марта 2025 года.

     Если до 1 марта 2025 собственники уже начали проводить ОСС на коммерческой платформе, ее можно использовать в последний раз. На следующих собраниях надо будет голосовать уже в разрешенных системах.Например, в 2023 году на ОСС собственники решили, что все следующие голосования будут проводить в коммерческой системе. В январе 2025 года инициатор опубликовал сообщение о собрании, которое пройдет после 1 марта. В таком случае голосование можно провести, но в дальнейшем ОСС надо будет проводить в другой системе. 

 3. Для загрузки бюллетеней в ГИС ЖКХ понадобятся паспортные данные и СНИЛС собственников 

    Для онлайн-собраний новые правила не отменяют возможность голосовать на бумажных бюллетенях. Для этого нужно заполнить письменный бланк и передать его администратору ОСС, чтобы он загрузил скан документа в ГИС ЖКХ. 

    В системе появились новые поля — паспортные данные и СНИЛС собственника помещения. Без этих данных администратор собрания не сможет загрузить копию бумажного бюллетеня в ГИС ЖКХ и учесть голос участника.Когда инициатор принимает решения участников, он должен проверить, чтобы в документах были указаны паспортные данные и СНИЛС. Если собственник отказывается предоставить эту информацию, его бюллетень признается недействительным.Людям, которые боятся делиться своими личными данными, Минстрой рекомендует голосовать в онлайн-формате через ГИС ЖКХ или «Госуслуги Дом». 

 4. Копии бюллетеней нужно загрузить в ГИС ЖКХ в течение суток после получения и за 48 часов до конца ОСС 

       В новых правилах появился ограниченный срок для загрузки образов решений участников ОСС. После того как администратор получил бумажный бюллетень, он должен разместить его копию в ГИС ЖКХ в течение 24 часов.Прием всех решений участников завершается за 48 часов до конца голосования. Поэтому лучше проинформировать собственников об ограниченных сроках, чтобы они сдавали бюллетени заранее и за двое суток до завершения ОСС администратор уже загрузил все решения в систему. 

      5. Каждый бюллетень надо загружать в ГИС ЖКХ отдельноДо поправок все бюллетени размещали в ГИС ЖКХ как общее приложение к протоколу собрания. Теперь администратор должен загружать каждое решение отдельно. Такие изменения ввели, чтобы защитить личные данные участников ОСС. 

 6. Собственники могут направить УО/ТСЖ/ЖСК электронное уведомление о необходимости провести общее собрание    

        Жильцы могут выступить инициаторами ОСС, но не заниматься организационными вопросами самостоятельно. Для этого нужно направить УО/ТСЖ/ЖСК коллективное обращение о необходимости провести общее собрание.До внедрения новых правил у собственников была возможность подать только бумажное коллективное обращение. Теперь такое уведомление можно направить в электронном формате.Направить заявку можно через приложение «Госуслуги Дом». Вот как выглядит этот процесс: 

• Собственник создает коллективную заявку с названием «Инициирование ОСС» и формулирует вопросы, которые он хочет вынести в повестку дня. Чтобы пригласить соседей поддержать запрос, надо нажать кнопку «Сделать заявку коллективной».

 • Заявитель публикует заявку, и соседи получают уведомление об этом в «Госуслугах». 

• Собственник отправляет заявку в организацию, которая управляет МКД. Она увидит уведомление в своем личном кабинете.Подробная текстовая и видеоинструкция, как подать коллективную заявку о проведении ОСС, есть на сайте «Госуслуг».

    Организации обязаны принимать в системе уведомления о том, что необходимо провести общее собрание. УО/ТСЖ/ЖСК должны принять меры, если выполняется важное условие: коллективную заявку направили собственники, которые обладают минимум 10% голосов от всего числа голосов в МКД.Хотите правильно и эффективно провести общее собрание собственников? Для этого нужно строго соблюдать инструкции по проведению ОСС, чтобы не было возможности опротестовать или отменить решения собственников. 


Читать дальше

РУБРИКА. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

 Каждый месяц исправно оплачиваем квитанции за ЖКУ, но мало кто точно знает, что входит в эти платежи. Один из самых спорных моментов — уборка подъездов. Платим за неё регулярно, а вот делают ли её так же тщательно? 

Как часто должны убирать подъезд? 

Уборка мест общего пользования в многоквартирном доме относится к жилищным услугам. Согласно нормативам (МДК 2-04.2004), уборка проводится с жёстким графиком: 

Ежедневно: 

* Влажная уборка первых этажей — лестницы и площадки 

* Чистка возле мусоропроводов 

* Мытьё полов в лифтах 

Еженедельно:

 * Влажная уборка лестниц и площадок выше второго этажа 

Ежемесячно: 

* Полная мойка всех лестничных пролетов 

Ежегодно:

 * Генеральная уборка: окна, стены, двери, подоконники, радиаторы, почтовые ящики, электрощитки 


 Почему подъезд грязный, если мы платим? 

Чаще всего проблема в управляющей компании (УК). В договоре расписано, когда и как должны убирать, но жильцы редко заглядывают в этот документ. 

Пример:


1-й подъезд — уборка по понедельникам,


2-й — по вторникам. 

Если уборщик приходит раз в две недели или только подметает, не моет — это нарушение.

 Что делать, если уборка плохая? 

* Проверьте договор с УК — там есть график уборки. 

* Фиксируйте нарушения — фото, видео, записи в журнал жалоб.

 * Напишите претензию в УК с требованием перерасчёта за неоказанную услугу. 

* Если реакции нет — обращайтесь в Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор. 

 ИтогНе надо мириться с грязными подъездами, если вы за них платите. Контролируйте работу УК — это ваше право! А если уборка не проводится, требуйте снижение оплаты.Проверьте свою квитанцию прямо сейчас — возможно, вы платите за «воздух». 

Если у вас возникают трудности в решении подобной проблемы, мы готовы помочь вам подготовить все необходимые документы. Обращайтесь!

Читать дальше

Новости ЖКХ

 ♻️ Плата за вывоз ТКО может измениться 

   Сейчас в большинстве регионов этот показатель зависит от числа жильцов в квартире, но в правительстве посоветовали местным властям рассмотреть другую систему — в зависимости от площади квартиры. 

     Почти у 20% россиян есть второе жилье, в котором они не прописаны. Получается, что люди не платят за вывоз отходов из него, хотя часто сдают свои помещения в аренду, в том числе туристам, уточнили эксперты. В начале февраля этого года местным властям дали поручение: оценить, насколько рационально перейти на новую систему оплаты вывоз мусора. О проделанной работе регионы должны отчитаться в Минприроды до 29 апреля. Об этом говорится в протоколе по итогам совещания, сообщают «Известия». 

   Сейчас регионы самостоятельно решают, как люди платят за мусор на местах. В основном этот показатель считают по числу зарегистрированных на жилой площади. Но есть такие, в которых платят за отходы в зависимости от того, сколько квадратных метров в распоряжении у человека. Этот способ используют в крупнейших городах страны — в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Московской, Ленинградской, Амурской, Владимирской, Иркутской, Калужской, Кировской областях. 

      В Минприроды сообщают, что окончательное решение по этому вопросу будет за субъектами России, как это предусмотрено действующим законодательством.

А что Вы думаете по этому поводу? Если есть вопросы или предложения, мы готовы обсудить их вместе с вами!

Читать дальше

РУБРИКА. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

 Геннадий М. спрашивает какая мера ответственности бывает у руководителей УК и ТСЖ за нарушение законодательства?

Геннадий, незнание законов не освобождает от ответственности, в том числе уголовной❗ 

  Каждый председатель ТСЖ и представитель УК должен быть в курсе всех изменений в законодательстве. Это поможет избежать неприятных последствий. Для того, чтобы вам было проще разобраться в этой теме и запомнить важные моменты, эксперты подготовили памятку "Административная и уголовная ответственность ТСЖ и УК" Она содержит множество информации: 

 - Нарушения 

- Статьи 

Ссылки на официальный источник 

   Эта памятка может спасти руководителей от огромных штрафов и даже тюремного заключения!  Вы сможете ознакомиться с ней и скачать на телефон или компьютер, а далее пользоваться в любое время. 

 Чтобы получить памятку, напишите отзыв о нашей группе, прямо здесь, обратным сообщением! Ваш отзыв поможет другим председателям и управляющим по всей России. 

Читать дальше

Капитальный ремонт: какие работы разрешены?

 Собственники помещений ежемесячно собирают средства на специальный счет или перечисляют их управляющей компании для организации капитального ремонта. Однако многие не знают, какие виды работ можно проводить в его рамках. 

     В соответствии со статьей 166 ЖК РФ, существует перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.Он включает в себя: 

 - Ремонт внутридомовых инженерных систем: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения

 - Ремонт, замена и модернизация лифтов, а также ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений

 - Ремонт крыши

 - Ремонт подвальных помещений

 - Ремонт фасада 

 - Ремонт фундамента 

 Какие работы провести летом, чтобы избежать неприятных последствий и подготовить дом к холодам? 

 1. Ремонт кровли 

  Для того, чтобы кровля прослужила больше 15 лет и надежно защищала от внешних погодных условий, нужно приложить максимум усилий, использовать качественные материалы и правильную технологию с демонтажем старого материала, заменой всех частей и наплавлением нового покрытия. 

 2. Утепление 

 Для утепления межпанельных швов, чердачных помещений, фасадов, кровель и подвалов лучше использовать пенополиуретан. Ведь это единственный утеплитель, который имеет идеальную адгезию к любому материалу, заполняет все пустоты и трещины, не пропускает влагу и сохраняет свои свойства более 25 лет.

 3. Окраска фасада 

 Сделать любой дом эстетичным, современным и красивым поможет окраска фасада. Такие работы проводятся обученными людьми и специальным оборудованием.

 4. Ремонт отмостки 

 Для того, чтобы отмостка полноценно выполняла свои основные функции, нужно провести ее полную реконструкцию. 

    Выбирайте подрядчика с качественными материалами и технологией, которая соответствует всем требованиям. Где найти ответственного подрядчика с реальными отзывами и выполненными объектами по всей России? 


Читать дальше

Способы борьбы с должниками

 Способы работы с должниками по оплате коммунальных услуг 

      Своевременная и полная оплата жилищно-коммунальных услуг – обязанность граждан(ст. 153 ЖК РФ). Такая обязанность возникает с момента заключения договора найма илиаренды, с момента возникновения права собственности на помещение. 

Почему же появляется задолженность 

       Собственники квартир и нежилых помещений не всегда ответственно относятся кобязанности по оплате ЖКУ. Причины неоплаты могут быть разными. Кто-то накапливаеткратковременную задолженность по причине того, что временно отсутствовали впомещении и не получали платёжные документы. Например, были в командировке илипроходили лечение в медицинском учреждении. Другие жители не платят по счетамсистематически, накапливают огромные суммы задолженности. Кто-то считает, чтоуправляющая организация ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, другиесчитают, что природные ресурсы принадлежат всем гражданам на равных правах.В зависимости от того, к какой группе относится должник, управляющая организацияможет выбрать механизм взыскания задолженности: информационно-разъяснительную,претензионно-исковую работу, ограничение или приостановление предоставлениякоммунальных услуг. 

1. Информационно-разъяснительная работа       Распространённый способ мотивировать должника к оплате квитанций – начислениепени. Письменно уведомляется, что за несвоевременную оплату жилищно-коммунальныхуслуг вынуждены начислять ему пени. Разъясняется, что плату за жилое помещение нужновносить не позднее даты, установленной в договоре управления или определённойрешением общего собрания собственников помещений в МКД. Если договор управленияили ОСС не определили дату внесения платы за ЖКУ, то последним днём срока внесенияплаты считается десятое число месяца (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ). 

   Есть жители, которые не понимают, как рассчитана сумма в квитанции, поэтому неоплачивают счета. В этом случае должнику нужно разъяснить, как расходуются собранныесредства и что неоплата счетов приводит к начислению пени, непередача показанийприборов учёта – к начислению сумм в квитанциях по нормативам. 

       Ещё один способ решения проблемы – заключение с должником соглашения опогашении задолженности. Нужно рассказать ему об условиях, на которых предлагаетсязаключение такого соглашения, и прописать эти условия в документе. Предложитьпотребителю выбрать порядок оплаты долга: единовременно или в рассрочку. 

    Также к информационно-разъяснительной работе отнесем - размещение листовок илицветных платежек. Можно на стендах в подъездах вывесить списки, в которых будутуказаны только номер квартиры и размер долга. Другие сведения о собственникахобнародовать запрещено. Еще как вариант— отправить должникам цветные квитанции.Желтые — тем, кому пора урегулировать вопрос с задолженностью. Красные платежкипридут жителям, у которых накопился внушительный долг.

        А ещё можно предложить неплательщику отработать долг (за услуги по содержанию итекущему ремонту МКД), если ему нечем платить. Чтобы всё было официально, заключитьс гражданином договор и прописать в нем условия, на основании которых будетоплачиваться должнику труд. Это может быть трудовой договор, договор подряда,взаимозачётный. Какую работу предложить в качестве отработки? Это может быть работадворника или комплексного уборщика, если гражданин подходит на эту должность.Возможно, он по профессии маляр, предложить покрасить детскую площадку,заштукатурить стены в подъезде. Продолжительность и объём работы будет соизмерим ссуммой долга. 

2. Ограничение или приостановление коммунальных услуг.      Один из наиболее эффективных способов борьбы по взысканию задолженности – этоотключение или ограничение подачи электроэнергии, горячей воды или газа (если он непредназначен для отопления). Согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, если просрочка собственника превышает сумму двухмесячных размеров платы закоммунальную услугу, исчисленных из нормативов её потребления, управляющаяорганизация вправе использовать данный способ. 

   Об ограничении или приостановлении коммунальной услуги (КУ) управляющаяорганизация должна сообщить должнику, отправив ему письменное уведомление. Даетсяему срок (20 дней со дня доставки уведомления) прочитать, обдумать информацию ипогасить долг. Если спустя отведённое время после отправки предупреждения ситуация неизменилась, ограничивается (при наличии технической возможности) или отключается (поистечении 10 дней со дня введения ограничения) коммунальный ресурс. 

      В то же время управляющей организации нужно помнить, что ограничение илиприостановка предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушениюправ и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих своиобязательства (разд. 11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

 Важно! 

       Технические особенности дома не всегда позволяют приостановить или ограничитьпредоставление коммунальных услуг в одном помещении. 

    При прямых договорах у собственников с РСО принимает решение отключить КУ толькопоставщик.

      С осторожностью применять такой метод воздействия на должника, если с нимпроживают дети, инвалиды, старики. 

3. Претензионно-исковая работа

     А если мирно так и не получилось урегулировать вопрос - заявление в суд. Это можносделать одним из способов: подать заявление о выдаче судебного приказа или исковоезаявление.

   Но прежде должнику направляется досудебная претензия, в которой будет прописано овозможности погасить задолженность, сумма долга (определяется только за последние 3года – период исковых требований) и предупреждение от управляющей организации обобращении в суд. Претензия неплательщику направляется любым способом, которыйпрописан в договоре управления. 

    По заявлению о выдаче судебного приказа можно взыскать сумму, которая не превышает500 000 рублей. В течение 5 рабочих дней судья вынесет приказ, копию которогонаправляют должнику. Для оспаривания у должника есть 10 дней. После вступления взаконную силу судебный приказ направляется взыскателю и потом на исполнение ксудебным приставам.

      Если суд отменил приказ, повторно обращаться уже с исковым заявлением. В исковомзаявлении указать необходимую информацию о должнике-ответчике и требования к нему,обстоятельства, на которых основываются исковые требования, доказательства, цена иска.Не забыть приложить все необходимые документы. Если хотя бы один документотсутствует, суд оставит исковое заявление без движения.

         Не всегда получается выиграть дело о взыскании задолженности, так как существуютуважительные причины неоплаты собственниками жилищно-коммунальных услуг:длительные задержки заработной платы, пенсии; тяжелое материальное положениесобственника или нанимателя; болезнь собственника помещения или членов его семьи;наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и других недееспособныхграждан. Такие случаи рассматриваются отдельно и требуют документальногоподтверждения. Если суд встанет на сторону управляющей организации, ей выдадутсудебное решение. 

     К судебному решению прилагается исполнительный лист, который можно передать вбанк, где у должника открыт счет, или судебным приставам. Работники отдела судебныхприставов будут применять наиболее эффективные меры, такие как удержание долга иззаработной платы, наложение запрета на выезд из страны, арест имущества. 

    У должника есть право на любом этапе заключить мировое соглашение идоговориться о порядке платежей и провести реструктуризацию долга. 


О новинках в сервисе платежей за ЖКУ 

   В настоящее время проблему долгов за ЖКУ можно решать с помощью цифровыхинструментов – мобильные приложения. Такой сервис не только повышает качествокоммуникации собственников и управляющей организации, но и помогает снизить объемнеплатежей с помощью программного обеспечения. Повысить собираемость платежейможно благодаря:

  - Регулярным напоминаниям о дате оплаты. В мобильном приложении собственникполучит пуш-уведомления с указанием сроков, когда нужно заплатить за коммуналку. Есливозникла просрочка, житель будет периодически получать сообщения с информацией осумме долга и просьбой погасить ее.

-  Удобной оплате за жилищно-коммунальные услуги. Рассчитаться за нихсобственники могут в мобильном приложении за пару кликов, если возможен автоплатеж.Нужно лишь привязать банковскую карту и при желании установить ограничения дляежемесячного списания.

  - Постоянной связи с собственниками жилья. Мобильное приложения — этоэффективный инструмент для общения со своей управляющей организацией. Собственникимогут в любой момент обратиться к УО и получить обратную связь. Лояльностьсобственников жилья — фактор, который влияет на платежную дисциплину. Чем большежителю нравится управление домом, тем охотнее он совершает ежемесячный платеж. 


Читать дальше

Новости ЖКХ

 Собственники обомлели: новое правило с 24 марта вводится для тех, у кого в квартире стоят счетчики больше 3 лет 

 

  С наступлением холодов в 2025 году активизировались схемы обмана, связанные с якобы новыми правилами поверки водосчётчиков. Аферисты распространяли ложную информацию о введении обязательной замены приборов учёта с 1 марта 2025 года, что вынуждало граждан оплачивать ненужные услуги. 

      Разберёмся, какие правила действовали на самом деле и как не попасться на удочку мошенников. 

 Действующие нормы поверки водосчётчиков

        Поверку приборов проводили только аккредитованные компании, зарегистрированные в реестре Росаккредитации. Личный визит специалиста был обязательным — так называемая «дистанционная поверка» не имела юридической силы. Сроки поверки зависели от модели счётчика: в большинстве случаев приборы обслуживали раз в 4–6 лет. Точные даты можно было уточнить в паспорте устройства. Результаты поверки вносились в федеральную базу «Аршин», доступную на сайте Росстандарта. 

Как работали мошенники 

    Мошенники придумывали фальшивые законы, утверждая, что с февраля или марта 2025 года вступили в силу новые правила. Они рассылали поддельные уведомления по телефону или SMS, пугая граждан тем, что их счётчик уже не работает. Предлагали «дистанционную поверку» — оплату услуги онлайн с последующей отправкой фальшивого документа. 

Как защищались от обмана 

        Граждане проверяли аккредитацию организаций через реестр Росаккредитации и сверяли данные в системе «Аршин». Они отказывались от услуг сомнительных фирм, требовавших срочной предоплаты через SMS или телефон. В случае сомнений они обращались в управляющую компанию или Росстандарт. 

 Что делать при попытке мошенничества 

   Жертвы не передавали деньги и не подписывали документы, так как мошенники часто использовали формулировки, провоцирующие на поспешные действия. Сообщали о попытках обмана в полицию или Росаккредитацию. Предупреждали близких и соседей, особенно пожилых людей, которые чаще становились жертвами аферистов.   

Итог 

       Заявления о новых правилах поверки с 1 марта 2025 года оказались уловкой мошенников. Чтобы не стать жертвой, граждане доверяли только официальным источникам, проверяли информацию в государственных реестрах и не поддавались на давление аферистов.

Читать дальше

Новости ЖКХ

 По 6 рублей за метр: печальный сюрприз по ЖКХ для владельцев двушек и трешек 

   Еще один тариф планируют заметно повысить 

       Собственники квартир уже в скором времени могут столкнуться с увеличением взносов на капитальный ремонт. В Минстрое России рассматривают возможность введения дифференцированных тарифов. 

      По словам главы ведомства Ирека Файзуллина, больших затрат на капитальный ремонт требуют дома, оборудованные лифтами. Так как средств, поступающих в фонды капремонта, не хватает на своевременную замену подъемников, пишет "РИА Недвижимость". 

      Законодательство уже предусматривает возможность установления повышенных тарифов для отдельных категорий зданий. Региональные власти могут самостоятельно определять размеры взносов. 

     Однако в некоторых регионах плату взимают по единому тарифу, независимо от наличия лифта, тогда как в других взносы различаются.План корректировки Жилищного кодекса, предусматривающий повышение взносов для домов с лифтами, был представлен еще в октябре 2024 года. Тогда было предложено увеличить тариф в среднем на 5,6 рубля за квадратный метр. 

    Если поправки будут приняты, это может заметно сказаться на размерах платежей за капремонт для собственников, особенно владельцев квартир с большой площадью.

Читать дальше
Загрузить еще