Новости ЖКХ

  Об изменении в правилах оформления субсидий на оплату ЖКХ 

    Оформление субсидий на оплату ЖКХ через портал «Госуслуги» с 25 декабря потребует электронной подписи гражданина. Об этом 15 декабря рассказал общественный деятель, эксперт по ЖКХ Дмитрий Бондарь. Он объяснил, что это было сделано для повышения безопасности процесса, минимизации ошибок и подлогов при подаче заявлений.        

      Эксперт уточнил, что предоставление неполного комплекта документов может привести к приостановке рассмотрения заявки на 10 рабочих дней для исправления недочетов. Бондарь напомнил, что с 25 сентября в силу вступили новые правила, усложняющие процедуру получения субсидий для нарушителей обязательств по оплате услуг ЖКХ. 

     Таким образом, соцслужбы должны будут учитывать при рассмотрении заявлений данные из госсистемы ЖКХ с историей платежей граждан за последние три года. При наличии подтвержденной судом задолженности в предоставлении субсидий могут отказать. 

     Юрист также рассказал, какая категория граждан имеет право на получение субсидий. «На получение субсидий имеют право граждане, которые владеют или пользуются жильем по договорам найма, являются членами жилищных кооперативов либо собственниками жилых помещений. При этом обязательным условием остается наличие постоянной регистрации в данном жилье и отсутствие судебно подтвержденной задолженности по оплате ЖКУ», — цитирует эксперта «РИА Новости». 

    Ко всему прочему, Бондарь добавил, что право на льготу предоставляется, если расходы на оплату коммунальных услуг превышают установленный в регионе процент от совокупного дохода семьи. Говоря об ужесточении правил по предоставлению субсидий, юрист рассказал о возросшем числе случаев мошенничества, которое ежегодно оценивается в миллионы рублей. Он отметил, что часто люди подделывают документы или используют поддельные платежки, скрывают свои реальные доходы или тот факт, что имеют в собственности несколько объектов недвижимости. 

   Примечание. 

     Уже сейчас, чтобы в электронном виде подать заявление о запрете государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника, помимо наличия подтверждённой учётной записи на Госуслугах, требуется для подписания заявление наличие усиленной квалифицированной электронной подписи в приложении «Госключ», либо наличие усиленной квалифицированной электронной подписи на защищённом носителе. В противном случае для этого потребуется личный визит в МФЦ.

Читать дальше

Рубрика. Вопросы собственников по управлению МКД

 Какой должна быть температура в ванной комнате

   В правилах предоставления коммунальных услуг сказано: температура воздуха в жилых помещениях в холодное время года должна быть не ниже +18 градусов, в угловых комнатах — +20 градусов. А что насчет ванной комнаты?ПодробнееПо этому поводу разъяснения дал Минстрой РФ, ссылаясь на действующий СанПиН 1.2.3685-21. Оказалось, что перепад температуры в различных точках обслуживаемой зоны может быть не более 2 градусов для оптимальных показателей и 3 градусов — для допустимых. Это значит, что с наступлением холодов считается допустимой температура в ванной комнате, если она находится в интервале от 18 до 26 градусов.«Если температура воздуха в помещении не соответствует нормативам и человек вынужден обогреваться другими способами, то первым делом нужно вызвать управляющую компанию, — поясняют эксперты по жилищному праву. — Она должна зафиксировать факт нарушения температурного режима. Потом собственник жилья может обратиться в Госжилинспекцию или же в прокуратуру. К заявлению нужно приложить результаты сделанных замеров. В заявлении необходимо указать, что вы настаиваете на перерасчете оплаты за отопление. Можно также приложить квитанции за электроэнергию, которые покажут перерасход, если, например, человеку пришлось пользоваться электрообогревателем».

В данном ответе не все варианты решения вопроса обозначены, так как это зависит какая организация обслуживает МКД, с кем заключены договора на поставку коммунальных услуг, а также кто обязательно должен присутствовать при обследовании жилых помещений! Это может рассматриваться в индивидуальном порядке в зависимости от обозначенных условий. Мы готовы помочь вам разобраться!

Читать дальше

Новости ЖКХ

 В сентябре некоторые УО и ТСЖ получили от ГЖИ письма с требованием предоставить информацию о них для реестра платёжных агентов ЦБ РФ. Вместе с экспертом Ирэн Парсамян разобрали, когда управляющие домами являются операторами по приёму платежей и что делать, если они хотят отказаться от такого статуса. По новым требованиям НПА Центробанк России ведёт реестр платёжных агентов и контролирует их работу Федеральным законом от 10.07.2023 № 298-ФЗ введены новые требования к платёжным агентам (ПА). 

   Поправки направлены на усиление контроля и прозрачности деятельности таких компаний, в том числе в сфере ЖКХ. Соответствующие полномочия получил ЦБ РФ: он должен вести реестр таких лиц. В связи с реализацией № 298-ФЗ управляющие организации, ТСЖ и кооперативы в регионах получили письма от органов ГЖН с требованием предоставить данные по приёму платежей за жилищно-коммунальные услуги от физлиц. 

    И у многих УО и товариществ возникли вопросы, а являются ли они ПА и, если да, то что сделать, чтобы не быть такими агентами. Об этих и других нюансах работы платёжных агентов рассказала исполнительный директор Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян на онлайн-семинаре 16 октября: обсудили основные изменения в законодательстве о платёжных агентах и новые требования к управляющим организациям и РСО. Ирэн Парсамян рассказала: 

- кто такие операторы по приёму платежей (ОПП) и субагенты и чем они отличаются; 

- как происходит их регистрация в Центробанке РФ; 

- когда они обязаны отвечать на запросы госорганов; 

- какие способы приёма платежей требуют регистрации, а какие нет. 

    Эксперт дала УО и ТСЖ рекомендации по оптимизации бизнес-процессов и по корректной работе с платежами. Рассмотрим подробнее несколько тем с онлайн-семинара. 


УО является платёжным агентом, если она посредник между потребителями и поставщиком услуг и принимает наличные платежи 

   На онлайн-семинаре Ирэн Парсамян ответила на главный вопрос УО и ТСЖ – когда они подпадают под требования № 298-ФЗ. Так, эксперт объяснила, что операторы по приёму платежей, или платёжные агенты, – это юридические лица или ИП, которые заключают договоры с поставщиками услуг, например, с УО или РСО, и принимают деньги от физических лиц. 

    Они действуют в качестве посредников: обрабатывают платежи, поступающие от потребителей ЖКУ, и передают их управляющим организациям или поставщикам ресурсов. У ОПП могут быть субагенты, действующие на основе субагентских договоров с ним. 

     УО является платёжным агентом, если принимает деньги за услуги, предоставленные другими поставщиками, например, интернет-провайдерами, организациями, обслуживающими домофоны. При этом регистрация и учёт в реестре ЦБ РФ необходимы только для тех операторов и субагентов, принимающих наличные или проводят операции с использованием банковских карт через терминалы. Например, если УО или расчётный центр принимает наличные в офисах или через собственные кассы. В этом случае они обязаны зарегистрироваться в Центробанке РФ и открыть специальные счета. 

   «Операторы, которые занимаются исключительно безналичными платежами, через онлайн-платформы или мобильные приложения, не обязаны регистрироваться в реестре. Такие транзакции регулируются другими НПА», – отметила Ирэн Парсамян. 


Платёжные агенты, принимающие наличные, обязаны предоставить в ЦБ РФ информацию о себе, а с 2025 года – вступить в СРО 

   С 1 октября 2024 года введена обязательная регистрация операторов по приёму платежей в Центробанке России. Она предполагает подачу пакета документов, среди которых: уставные и регистрационные данные компании, информация о банковском счёте, открытом для приёма платежей. ОПП обязаны использовать такие счета для расчётов. Это позволяет регуляторам контролировать финансовые потоки и обеспечивает безопасность транзакций. Требование направлено на предотвращение мошенничества и минимизацию рисков потерь денежных средств жителей. 

     А с 1 января 2025 года ОПП должны вступить в саморегулируемые организации. Если в регионе объединение появится раньше, то стать его членом нужно в течение 90 дней с момента получения статуса СРО. Это требование распространяется на все компании, принимающие платежи за ЖКУ и услуги капитального ремонта, которые работают через агентов. 


Больше информации о работе УО как платёжных агентов – в материалах онлайн-семинара

  Эксперт проанализировала главные изменения № 298-ФЗ, а также дала УО и ТСЖ рекомендации для оптимизации их работы в новых условиях. Например, определить, какой тип приёма платежей они используют. 

    Если наличные расчёты, то важно проверить, есть ли она в реестре ОПП и открыла ли специальный счёт в ЦБ РФ. Также следует удостовериться, что у компании есть все необходимые документы, подтверждающие законность деятельности агента, включая регистрационные свидетельства и договоры с субагентами. 

Ещё мы обсудили: 

- нужно ли компаниям вступать в реестр операторов или же лучше отказаться от статуса платёжного агента; 

- как выйти из такого реестра и какие документы нужно подать для этого.

 Источник: РосКвартал® 

Читать дальше

Новости ЖКХ

Изменены условия отказа жителям МКД в компенсации на оплату ЖКУ из-за долгов 

 1 ноября вступил в силу пункт, принятого в июле постановления, с изменениями в правила предоставления компенсаций на оплату ЖКУ. Правительство РФ уточнило основания для отказа в такой поддержке, а также назначил ведомство, отвечающее за порядок предоставления данных о задолженности через ГИС ЖКХ. 

    Постановление Правительства РФ от 01.07.2024 № 901 вступило в силу ещё в июле 2024 года, за исключением п. 3: он действует с ноября. Документом внесены изменения в единый стандарт предоставления компенсации расходов граждан на ЖКУ (ПП РФ от 27.05.2023 № 835). Стандарт № 835 касается отдельных групп россиян, которым положена соответствующая выплата, – ветеранов боевых действий, инвалидов и пострадавших из-за радиационных или техногенных катастроф.

    Теперь принимающий решение орган не вправе отказать соискателю компенсации в случае, если долг у потребителя был, но он уже всё оплатил: теперь учитывается не «судебная», а «непогашенная» задолженность. Решение принимается на основе сведений из ГИС ЖКХ по состоянию на первое число текущего месяца. 

     На изменения ПП РФ № 901, вступившие в силу в июле, обратила внимание глава АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Согласно п. 1 документа, срок подготовки и направления ответа на запрос сведений о задолженности устанавливает Минстрой РФ (п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 7 № 209-ФЗ, п. 15 прил. 2 Стандарта № 835). «Раньше взаимодействие организовывала соцзащита. 

     Теперь  Минстрой может прописать условия и параметры этого взаимодействия, учитывая специфику работы предприятий ЖКХ, чего не делало Минсоцзащиты», – отметила эксперт. Она надеется, что такая мера нормализует и упростит процесс предоставления из ГИС ЖКХ данных о долгах граждан.


Читать дальше

Новости ЖКХ

 Введение обязательного претензионного порядка подачи жалоб на УК 

    На Всероссийском форуме контрольных органов, который проходит в Калининграде, обсудили ряд ключевых законодательных инициатив, направленных на усиление контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Некоторые предложения уже готовы к рассмотрению на ближайших заседаниях Госдумы. 

 Обязательный претензионный порядок подачи жалоб 

   Представлен законопроект, согласованный с Минстроем России, который предполагает введение обязательного претензионного порядка для подачи жалоб на управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ).

    Теперь, если житель многоэтажки решит пожаловаться на свою УК, он должен будет сделать это через государственный информационный ресурс. Жалоба будет автоматически направлена в УК.Если УК проигнорирует данное обращение или ответит, что жалоба удовлетворена (например, произошел ремонт в подъезде или устранена течь), но автор жалобы с таким ответом не согласен, то органы государственного жилищного надзора (ГЖН) смогут инициировать контрольные мероприятия. 

        Если же жалоба поступила устно или была отправлена по почте, ее рассмотрение будет происходить в рамках Закона № 59-ФЗ об обращениях граждан, но к проведению контрольных мероприятий это не приведет. 

     Минэкономразвития России ожидает, что законопроект будет принят на весенней сессии и вступит в силу с 1 июля 2025 года. 

      Борьба с "профессиональными жалобщиками"

    Также обсуждается предложение о борьбе с "профессиональными жалобщиками". Согласно этому предложению, в случаях, когда контрольные мероприятия не выявят нарушений, органы контроля должны будут взыскивать с авторов жалоб затраты на проведение проверок. Кроме того, планируется ввести государственную пошлину за подачу жалоб в госорганы, которую можно будет вернуть только в случае подтверждения нарушения прав заявителя. 

       Однако представитель Минэкономразвития указал, что данный вопрос находится в стадии обсуждения. 

 Отмена моратория на проверки 

    Кроме того, планируется не продлевать мораторий на проверки, действующий согласно постановлению Правительства РФ № 336. С 1 января 2025 года органам ГЖН предстоит работать исключительно в рамках Закона о государственном контроле, сосредоточив внимание на индикаторах риска.

     Контролирующие органы по-прежнему будут обязаны получать согласование с прокуратурой на проведение внеплановых контрольных мероприятий, которые будут инициированы на основе выявленных индикаторов риска. 

    Однако изменений в законодательстве по этому вопросу пока не объявлено.Минстрой России также не предоставил информацию о планах по внедрению общефедеральных индикаторов риска в сферах жилищного надзора и лицензионного контроля управления многоквартирными домами (МКД). 

    На форуме были представлены различные "перспективные" региональные индикаторы, такие как отсутствие в ГИС ЖКХ документов, подтверждающих проведение ремонтных работ, и резкие изменения в начислении платы за отопление, которые могут указывать на проблемы с выполнением обязательств по поверке тепловых счетчиков. 

     Дополнительно ожидается интеграция ГИС ЖКХ с единым реестром контрольных мероприятий для более эффективного мониторинга.

     Данные изменения будут широко обсуждаться в обществах, которые так или иначе связаны со сферой ЖКХ. Мнеия будут разные, иногда прямо проитивоположные. Но главное то, что законодательно хотеть улучшить систему контроля в этой сфере, и которая должна стать прозрачной для пользователей и собственников коммунальными услугами. 

Читать дальше

Новости ЖКХ

 С 10 ноября полностью убирают из квитанций ЖКХ: россиянам делают приятный сюрприз - для всех, у кого счетчики 

      С 10 ноября 2024 года в России вступят в силу новые правила, освобождающие определенные категории граждан от уплаты комиссии при расчетах за жилищно-коммунальные услуги. Это решение правительства направлено на снижение финансового бремени для различных слоев населения, сообщает источник.В конце апреля 2024 года было принято распоряжение, согласно которому с 1 июля отдельные группы граждан смогут производить оплаты за ЖКУ без комиссии. 

        В перечень льготников входят совершеннолетние члены многодетных семей, а также родственники ветеранов боевых действий и участников Великой Отечественной войны, которые погибли или стали инвалидами. Также от уплаты комиссии освобождены инвалиды и пенсионеры. 

      Согласно этому распоряжению, с 1 июля также отменяются штрафы за несвоевременную оплату для указанных категорий граждан.К ним относятся:


— совершеннолетние члены многодетных семей;


— родственники ветеранов боевых действий и участников войны;


— инвалиды;


— пенсионеры. 

      С 2020 года поставщики коммунальных услуг заключали соглашения с организациями, принимающими платежи, и средняя комиссия составляла около 3%. Новые правила помогут снизить финансовую нагрузку на граждан, позволяя им сэкономить на оплате услуг ЖКХ. Отмена комиссий значительно облегчит экономическое бремя для населения.

Читать дальше

Рубрика. Вопросы собственников по управлению МКД

 Сегодня у собственников много вопросов и претензий к качеству уборки помещений общего пользования в МКД.  Мы попытаемся в этой статье приоткрыть некоторые аспекты законодательства по данному вопросу. 


        Новый СанПиН 1.2.3685-21 предписывает ежедневную уборку подъездов: как управляющей организации работать в новых условиях? 

    В марте 2021 года управляющие организации и ТСЖ оказались ошарашены новостью о том, что согласно новому СанПиН 1.2.3685-21 требуется ежедневно проводить влажную уборку мест общего пользования. В такой ситуации состав работ по текущему содержанию существенно вырос (вместе с затратами управляющих организаций), а тариф на содержание остался прежним. Пытаемся разобраться с этим вопросом и найти решения. 

    Как часто мыли до СанПиН 1.2.3685-21 и как должны мыть после СанПиН 1.2.3685-21?

   Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 исходит лишь из общей констатации обязанности управляющей организации осуществлять: 

- сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;

 - влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; 

- мытье окон (п. 23). 

      При этом периодичность данных работ в обязательном минимуме установлена не была, однако она была установлена в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, где сказано, что: 

- сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен – не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц (п. 3.2.7); 

- обметание окон, подоконников, отопительных приборов лестничных клеток – не реже 1 раза в 5 дней; стены – не менее 2 раз в месяц; мытье – не реже 1 раза в месяц (п. 4.8.14).

   По сложившейся практике уборку мест общего пользования по факту УО делали чаще, чем это было установлено (потому что за 1 месяц отсутствия влажной уборки подъезд «зарастает» грязью).

        С 1 марта 2021 года был введен в действие п. 126 СанПиН 1.2.3685-21, где указано, что в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом, должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств.Проблема в том, что формулировка «помещения общего пользования» очень широка, поскольку в силу пп. «А» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 к ним относятся: 

- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме; 

- межквартирные лестничные площадки; 

- лестницы;- лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи; 

- построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки; 

- технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации;- мусороприемные камеры, мусоропроводы;

 - иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование. 

      Таким образом, чтобы исполнить данную норму на 100% нужно каждый день мыть каждый подъезд «сверху донизу» (и не только подъезд, но и все перечисленные выше объекты). Без изменения тарифа на текущее содержание выполнить эту норму в полном объеме – просто невозможно.

     Ответственность за отсутствие ежедневной влажной уборки 

   Контроль за исполнение СанПиН осуществляет Роспотребнадзор, который (скорее всего) будет реагировать по п. 1 ст. 6.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения») с максимальной степенью ответственности от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановлением деятельности на срок до 90 суток. 

      С другой стороны, и Роспотребнадзор, и жилищная инспекция вправе дать предписание на ежедневную влажную уборку и контролировать ее через ст. 19.5 КоАП РФ («Невыполнение в срок законного предписания»).Практика применения контролирующими органами ст. 7.23.3 («Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами») и п. 2 ст. («Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований») – выглядит довольно сомнительно, поскольку ни правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ни лицензионные требования – не предполагают ежедневной влажной уборки. 

        Попробуем разобрать возможные сценарии действий управляющей организации в новых условиях. 

 Вариант решения 1: не исполнять п. 126 СанПиН 1.2.3685-21Итак, норму о ежедневной влажной уборке ввели, однако источников для финансирования расходов по данным работам – не предусмотрели (и отдельно на собственников эти затраты не возложили).Поскольку норма новая, сказать, как именно сложится практика ее правоприменения – невозможно. 

        Поэтому одним из сценариев является игнорирование п. 126 СанПиН 1.2.3685-21. Пока ситуация не прояснится, большинство управляющих организаций пойдут именно по такому пути. Проше и дешевле заплатить 10 тысяч рублей штрафа по п. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, чем нести затраты по найму клининговой организации или расширению штата сотрудников (уборщиц).С другой стороны, даже получив штраф (постановление о назначении административного наказания), его можно попытаться оспорить, что также позволит выгадать время, чтобы понять, как пойдет практика применения новой нормы. 

            Наконец, можно оспорить в административном порядке п. 126 СанПиН 1.2.3685-21.     Вариант решения 2: исполнять п. 126 СанПиН 1.2.3685-21 формально.   Раз обязанность осуществлять влажную уборку есть, то никуда от нее не деться. Нужно начинать мыть каждый день. В такой ситуации формальный подход будет предполагать влажную уборку проходных первых этажей подъездов многоквартирного дома, что отчасти позволит соблюсти требования п. 126 СанПиН 1.2.3685-21 и продемонстрирует жителям добросовестность действий управляющей организации (закон есть закон).

     Вариант решения 3: поднимать тариф через общее собрание. Поскольку в договоре управления МКД была определена периодичность влажной уборки с одним графиком, а с 1 марта 2021 года государство ввело «новые правила игры», договор управления многоквартирным домом подлежит пересмотру на годовом общем собрании. Годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, т.е. в период с апреля по июнь (п. 1 ст. 45 ЖК РФ). На данном собрании управляющая организация может выйти к жителям с необходимостью утверждения новой редакции договора управления многоквартирным домом с новым тарифом, который должен быть достаточным для обеспечения ежедневной влажной уборке мест общего пользования в подъездах.При этом собственники могут как проголосовать за такое решение, так и отказать управляющей организации в увеличении тарифа. 

    Вариант решения 4: поднимать тариф через решение органа местного самоуправления. Если управляющая организация представила свои расчеты на новый тариф и его обоснование, а собственники настаивают на том, чтобы тариф был низкий (полагая, что изменившийся правовой решим содержания мест общего пользования – это всего лишь предпринимательские риски управляющей организации), то на помощь можно позвать орган местного самоуправления.Решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (если жители не утвердили тариф на собрании) принимается органом местного самоуправления (городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти) (п. 4 ст. 158 ЖК РФ). Для того, чтобы подобное установление не было произвольным, орган местного самоуправления должен руководствоваться Методическими рекомендациями по установлению размера платы за содержание жилого помещения, утвержденными Приказом Минстроя России от 06.04.2018 № 213/пр.В данном случае управляющая организация проводит общее собрание, фиксирует протоколом общего собрания факт отсутствия решения собственников на изменение тарифа и требует от органа местного самоуправления установить его с учетом особенностей благоустройства конкретного дома. 

      Позиция Роспотребнадзора15.03.2021 г. Роспотребнадзор выпустил письмо № 02/4905-2021-23 «О применении СанПиН 2.1.3684-21», где дал общие пояснения по применению СанПиН 2.1.3684-21. В частности, Роспотребнадзор указал, что:

 - в части требования о проведении ежедневной влажной уборки с применением моющих и чистящих средств в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов в п. 126 СанПиН 2.1.3684-21 имеется техническая неточность; 

- в адрес Территориальных органов Роспотребнадзора направлено методическое письмо в соответствии с которым при осуществлении надзорных мероприятий необходимо руководствоваться требованиями жилищного законодательства, а не СанПиН 2.1.3684-21; 

- кроме того, Роспотребнадзором с целью единообразного применения подготовлены изменения в СанПиН 1.2.3684-2. 

   Конечно, письмо не является нормативным актом, а изменения в СанПиН 1.2.3684-2 мы пока еще не видели. Можно сказать, что само письмо издавалось Роспотребнадзором под некоторым давлением (потому что ежедневное мытье подъездов сильно всполошило коллег по цеху). 

     Как именно будет применяться СанПиН 1.2.3685-21 мы скоро увидим по складывающейся судебной практике, однако очевидно, что в конечном итоге за развитие благоустройства с ежедневным мытьем подъездов – заплатят сами жители. 


Суть вопроса.    

При постоянно меняющемся законодательстве и  отсутствие финансовых ресурсов для этого являются основными причинам, которые приводят к ухудшению качества уборки помещений общего пользования.  Органы управления предписывают ежедневно производить уборку ежедневно, а собственник не хочет повышать тариф на это нововведение. Роспотребнадзор имеет право наказать руководителе УО, но их вины на мой взгляд нет. Законодатель обязан предусмотрет меры ответственности и для собственников, которые не выполняют нормативные требования. Мы сегодня затронули только часть данной проблемы и хотим вместе с вами найти решения проблем связанных с уборкой помещений общего пользования. Поэтому вместе с вашими вопросами ждем и ваших предложений, которые помогут решить эти проблемы. 


Читать дальше

Новости ЖКХ

 Внесены изменения в ЖК и ГК 

О проблемных вопросах, которые могут возникнуть на практике в связи с принятием Федерального закона от 08.08.2024 № 238-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации». 

     Изменения с 1 сентября 2024 года коснулись многоквартирных домов, выбравших так называемый специальный счет как способ накопления средств на капитальный ремонт. 

    Основанием для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в таких домах теперь должен быть договор строительного подряда. По мнению экспертов, из текста закона следует, что данный договор собственники жилья могут заключить только с тем подрядчиком (ИП или юридическим лицом), который является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (исключение – государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения). 

      Протокол общего собрания о капитальном ремонте, финансируемом со специального счета, помимо остальных обязательных решений, должен содержать решение о выборе лица, уполномоченного на заключение договора строительного подряда. 

       Кроме того, выполнение строительного контроля при проведении капитального ремонта в многоквартирном доме, где открыт специальный счет, стало обязательным требованием: договор строительного подряда, на основании которого планируется оплата работ по капитальному ремонту со специального счета, должен, помимо прочего содержать условие об осуществлении строительного контроля. 

     «Авторы законопроекта исходили из того, что жителям сложно самим определить качество выполненный работ по капитальному ремонту. Вместе с тем, вступление нового Федерального закона в силу повлекло за собой немало обращений в наш адрес со стороны владельцев спецсчетов: граждане не понимают всех аспектов, требуются разъяснения со стороны уполномоченных органов». 

     Один из важнейших вопросов заключается в том, как на практике собственникам заложить средства на проведение стройконтроля, какой механизм здесь должен быть применен? 

    Еще один немаловажный вопрос: как поставить заслон для недобросовестных подрядчиков, как проверить, что подрядчик действительно выполнил свои обязательства и провел стройконтроль? 

   Пока вопросов больше, чем ответов, пришли к выводу общественники. Есть над чем подумать как собственникам, так и законодателям. 

Читать дальше

Новости ЖКХ

 О ТРЕБОВАНИЯХ НОВОГО ГОСТа

    С 1 марта 2024 года работает ГОСТ Р 70773-2023 о подготовке предложений собственникам по размеру платы на содержание и ремонт общего имущества в МКД. Такое предложение УО готовят и выносят на ОСС согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 Правил № 491. Управляющая организация обязана представить жителям расчёты не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания.В новом ГОСТе прописаны этапы работы управляющих домами над предложением, а также приведена форма, в которой следует направлять его собственникам. 

     Вопрос: ГОСТ носит обязательный характер или рекомендательный? Можно обязать Правление ТСЖ руководствоваться этим ГОСТом?

   Многие собственники считают, что требования ГОСТа не обязательны, так как в ст. 26 ФЗ № 162 от 29.06.2015г.  указано что документы системы стандартизации применяются на добровольной основе... если иное не установлено законодательством  РФ. Но в п. 3 данной статьи уквзвно, что применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту. А требования ЖК РФ по содержанию МКД и есть публичное заявление о необходимости  соблюдать требования стандартизации при содержании и обслуживании МКД. 

        На основании этого УО, ТСЖ обязаны соблюдать требования ГОСТа Р 70773-2023 при подготовке предложений по размеру платы на содержание и ремонт общего имущества МКД

Читать дальше

Новости ЖКХ

 С 1 сентября в силу вступают новые требования, существенно ограничивающие возможности учредителей управляющих компаний. 

     Как рассказал aif.ru вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов, нынешняя законодательная база позволяет им прикрывать свои нарушения фигурой директора.Согласно новому закону, информацию об учредителях организаций, лицензия которых аннулирована, на три года будут вносить в реестр дисквалифицированных лиц, и они не смогут создавать новые управляющие компании. 

   Сейчас аналогичная мера действует только для директоров компаний. По словам юриста, новые правила призваны закрыть пробел в законодательстве, который позволяет учредителям управляющих организаций создавать новые компании для управления недвижимым имуществом, несмотря на дисквалификацию директора УК.«Иными словами, сейчас учредители УК могут поставить в качестве директора номинальную фигуру, которая в случае нарушений примет весь удар на себя, а затем учредить новую компанию и продолжить осуществлять недобросовестные действия, — отметил эксперт. — Концептуально новый закон расширяет перечень лиц, к которым предъявляются повышенные требования о добросовестности при учреждении и получении лицензии управляющей организации, что должно позволить снизить число недобросовестных игроков на рынке, открыв дорогу порядочным управляющим организациям». 

      Кроме того, добавил Кузнецов, новые правила не позволят стать учредителями бывшим банкротам. Это также повысит гарантии жильцов многоквартирных домов на добросовестное исполнение своих обязанностей управляющими организациями, а значит, и уровень предоставляемых услуг тоже может вырасти. В целом, взаимодействие граждан с управляющими компаниями вызывает много проблем, но не всегда в них виноваты исключительно коммунальщики. Иногда граждане просто неправильно пишут жалобы. 

    Если вам, уважаемые собственники, необходимо обратиться с каким-либо вопросов в УО, мы сможем вам помочь правильно сформулировать ваш вопрос и добиться ответа них, обращайтесь к нам на сайт, или по указанным реквизитам. 


Читать дальше

Рубрика. Вопросы собственников по управлению МКД

 Сегодня собственники МКД задаются вопросами, которые требуют однозначного ответа и разъяснения:
Платим за воздух: Что такое "содержание жилья" в квитанциях? Как собственники  могут уменьшить плату за ЖКХ? 
      Не все УК и товарищества собственников соблюдают закон. Поэтому у собственников могут возникать вопросы о том, как управляющие организации содержат МКД, нужно ли за это платить и как рассчитывается сумма платежа? 
      1. Что говорит закон ?
      В статье 154 ЖК РФ перечислены коммунальные услуги, которые собственники обязаны оплачивать, в том числе горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и водоотведение. Капитальный ремонт рассчитывается в соответствии с графиком и указывается отдельно в квитанции. Мы ориентируемся на графу по содержанию жилья. 
     Собственник несет ответственность за:
 - услуги и работы по управлению домом 
 - содержание и необходимый ремонт общего имущества 
 - коммунальные ресурсы, используемые для содержания общего имущества 
      2. Чтo вxoдит в coдepжaниe и peмoнт жилoго пoмeщeния ?
     Стоимость обслуживания жилого фонда включает в себя следующее:
- уборка мест общего пользования, 
- уборка территории, 
- устранение чрезвычайные (аварийных) ситуаций,
- технические осмотры, 
- подготовка объектов к сезону, 
- противопожарные мероприятия, 
- уход за придомовой территорией, 
- персонал 
     Другие расходы, включенные в плату за обслуживание, - это поддержание комфортной температуры и влажности в местах общего пользования, ремонт и другие сопутствующие работы.
      3. Кaк pacсчитывaeтcя тapиф зa coдepжaниe жилья ?
Закон не устанавливает единой точной ставки за содержание МКД. Кто-то может платить 100 рублей, а кто-то - 1000 рублей. Почему же так происходит? 
     Жилые дома различаются по площади и этажности. В результате затраты на содержание каждого здания различны, а значит, различны и тарифы.Ежемесячные платежи рассчитываются следующим образом:
 - Стоимость содержания имущества за год рассчитывается управляющей компанией или ТСЖ 
- Эта сумма делится между всеми собственниками с учетом процента владения каждого из них 
- Полученная сумма делится на 12, т.е. на количество месяцев в году. Полученная цифра - это сумма, которую каждый собственник должен выплачивать ежемесячно 
       Сумма, которую необходимо заплатить за общее имущество, зависит от площади квартиры. Владельцы больших квартир должны платить больше, чем владельцы маленьких квартир. 
 4. Moжнo-ли yмeньшить cyммy oплaты зa coдepжaниe жилья ?
       Если вы считаете, что с вас требуют слишком большую плату, вы можете уменьшить ее. Вот что для этого нужно сделать:
 - Соберите всех соседей в вашем доме на собрание 
- Попросить представителей ТСЖ или УК рассказать, сколько они планируют брать и какую работу хотят выполнить 
- Поговорите с другими жильцами о том, какие работы планирует проводить управляющая компания 
- Откажитесь от части работ - это приведет к перерасчету вашего платежа, и он будет меньше 
     Не забывайте, что работа, от которой вы отказываетесь, все равно должна быть выполнена. Собственники могут не воспользоваться этими услугами, но им придется найти другую компанию, которая выполнит эти работы и заплатит за них.Если все услуги, предоставляемые управляющей компанией, необходимы, но сумма в квитанции выше, чем у других предприятий в этом районе, потребуйте подробный отчет. Представители управляющей компании объяснят стоимость услуг. Если некоторые цены слишком дороги, то напишите коллективную жалобу и попросите снизить стоимость. 
 5. Чтo бyдeт, ecли нe oплaчивaть coдepжaниe жилья ?
      Статья 158 Жилищного кодекса РФ гласит, что собственники квартир в многоквартирных домах обязаны вносить плату за жилое помещение, включая содержание помещения, согласно квитанциям.Если вы не платите за содержание жилья, к вам применяются штрафные санкции в виде процента от неоплаченной суммы. Чем дольше вы не платите, тем выше будет размер пени. Если вы не выполняете требования по оплате, УК или ТСЖ обращается в суд. Вам придется выплатить долг и соответствующие пени. Если вы не сделаете этого вовремя, дело будет передано судебным приставам, которые могут наложить арест на ваше имущество или ограничить выезд за границу. 
 Что вы думаете о плате за содержание жилья? Полноценно выполняются необходимые работы или приходится платить «за воздух»? Напишите свое мнение или вопрос и поможем более конкретно ответить на него и постараемся почек его решить! 




Читать дальше

Новости ЖКХ

 Зампред комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева прокомментировала проект закона, который стандартизирует отчётность управляющих компаний (УК). 

    «Наконец-то вчера мы внесли законопроект, который стандартизирует отчётность управляющих компаний», — заявила она в беседе с НСН.По её словам, в документе говорится, что отчётность УК, ТСЖ и ЖСК должна формироваться по стандартам, которые предлагает правительство.Как напомнила Разворотнева, в настоящее время форма предоставления практически произвольная.«Мне кажется, что один из путей наведения порядка в ЖКХ — как раз стандартизация требований к договорам и отчётам», — добавила она.

    Может действительно этот закон поможет систематизировать и упорядочить отчетность Управляющих организаций, особенно ТСЖ. Это также поможет собственникам жилья контролировать выполнение их решени принятых на общих собраниях МКД. 

Читать дальше

Рубрика. Вопросы собственников по управлению МКД

 Как обязать управляющую организацию убирать подъезды в МКД? 

 Как побудить УК убирать подъезды? Не будешь же каждый день проводить процедуру актирования оказания услуги ненадлежащего качества (Орфография и пунктуация автора сохранены. - Прим. ред.) 

     Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии(устава) на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. 

    Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (статья 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 Постановления о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2017 N 1110, к лицензионным требованиями относится в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. 

      При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

      Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170).Пунктом 3.2.7 Правил № 170 установлено, что при использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц. Иная периодичность уборки мест общего пользования может быть установлена договором управления МКД. 

        В случае, если данные требования Правил № 170 или договора управления не выполняются, собственники вправе обратиться с жалобой в органы государственного жилищного надзора. По результатам проведённой ГЖИ проверки управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Читать дальше

Рубрика. Вопросы собственников по управлению МКД

Собственники часто задают вопросы относительно изменений в содержании и обслуживании внутриквартирного газового оборудовани, которые произошли в прошлом году. Мы на своих страницах тоже упоминали об этих изменениях. 


  Теперь более подробно Разъясним жителям МКД, как изменился порядок обслуживания ВКГО 

    Разберемся в основных нормах, которые касаются обязанностей собственников помещений, УО и специализированных организаций – сторон договоров на ТОиР такого оборудования. Что относится к внутридомовому, а что к внутриквартирному газовому оборудованию. 

  Внутри многоквартирных домов газовое оборудование состоит из двух частей: 

- Внутридомовое, или ВДГО, – это общее имущество собственников помещений. К нему относятся газопроводы от места присоединения к сети газораспределения до запорного крана к внутриквартирному газовому оборудованию, в том числе ОДПУ, системы контроля уровня загазованности, стояки в доме, регулирующая арматура. 

- Внутриквартирное, или ВКГО, – это газопроводы от запорного крана к газовому оборудованию внутри квартиры, ИПУ, системы контроля и само оборудование: плита, колонка, водонагреватель или отопительный котёл. Границей между этими частями является запорный кран. Обязательным условием поставки газа потребителю является заключение договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) и внутриквартирного газового оборудования (ВКГО). Их заключают специализированная организация и собственник помещения либо его представитель – УО, ТСЖ, кооператив. Что поможет УО повысить безопасность использования газа в МКД 7443 0 Что изменилось в сфере обслуживания и ремонта газового оборудования Федеральный закон от 18.03.2023 № 71-ФЗ ввёл новый порядок предоставления коммунальной услуги по газоснабжению (ст. 157.3 ЖК РФ). Среди основных изменений, которые внёс № 71-ФЗ: Техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО в многоквартирном доме осуществляются одной организацией (ч. 4 ст. 157.3 ЖК РФ). Договоры с ней подписывают УО – в части работ по содержанию и ремонту внутридомового оборудования, собственники – на ТО внутриквартирного (ч. ч. 2, 3 ст. 157.3 ЖК РФ). При этом в ДУ или уставе ТСЖ, кооператива должна быть предусмотрена обязанность заключить со специализированной организацией договор о техобслуживании и ремонте ВДГО при его наличии. Минстрой РФ в письме от 31.10.2023 № 67211-АЕ/04 отметил: поскольку внесение изменений по ТОиР газового оборудования в договор управления – прямое указание ч. 5 ст. 3 № 71-ФЗ, то УО не обязаны для этого проводить общие собрания (п. 1 ст. 450 ГК РФ, ч. 8 ст. 162 ЖК РФ). Нужно только уведомить собственников, правление ТСЖ или кооператива об изменениях. Кто отвечает за непроведение в квартире работ по техобслуживанию ВКГО 9746 0 Изменится ли плата за коммунальную услугу и обслуживание внутриквартирного оборудования Органы власти будут регулировать тариф только для работ по ВКГО. Минстрой РФ уже поручил руководителям субъектов РФ проконтролировать, чтобы специализированные компании не завысили плату за свои услуги. Она рассчитывается с использованием методических указаний, утверждённых приказом Минстроя РФ от 29.05.2023 № 387/пр. Стоимость ТО и ремонта внутридомового оборудования должны согласовать стороны при заключении договора, а управляющая организация и ТСЖ, рассчитывая плату за содержание жилого помещения, – учесть в ней эти расходы. С кем жителю МКД нужно заключить договор, и что будет, если этого не сделать Заключать договоры на ТО газового оборудования в МКД имеет право только одна специализированная организация – газораспределительная, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети с газопроводом, входящим в состав ВДГО дома. В регионах эти услуги предоставляют крупнейшие газораспределительные организации различных организационных форм. Для заключения договора в отношении внутриквартирного оборудования собственнику помещения необходимо узнать в УО, какая компания занимается техобслуживанием и ремонтом ВДГО дома. При этом типовые формы договоров установлены Минстроем РФ – их можно найти в приказе от 29.05.2023 № 388/пр. Если собственник помещения в МКД не заключит такой договор: В его квартире могут приостановить газоснабжение (п. 132 Правил № 354, п. 80 Правил № 410). Ему грозит административная ответственность по ст. 9.23 КоАП РФ, которой предусмотрен штраф для граждан до двух тысяч рублей, а за повторное нарушение – до 5 тысяч рублей. Договор на обслуживание ВДГО как лицензионное требование к УО 5881 1 Где узнать больше об изменениях в порядке заключения договоров на ТОиР газового оборудования Об изменениях в порядке ТОиР газового оборудования в многоквартирных домах во время Телеграм-эфира обсудили эксперты Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец и Ольга Беленькая: Они составили инструкцию из трёх шагов, которые управляющие домами должны сделать, чтобы выполнить требования новых НПА в сфере газоснабжения. Если у вас остались вопросы по данной теме, посмотрите запись эфира: она доступна на YouTube-канале Ассоциации «Р1».Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/15627-razyasnyaem-zhitelyam-mkd-kak-izmenilsya-poryadok-obsluzhivaniya-vkgo?utm_source=vk

Читать дальше

Рубрика. Организация управления МКД УО

 Что предпринять УО в условиях свободного доступа провайдеров в МКД?

Содержание МКД 

• 9 апреля Президент РФ подписал закон о доступе провайдеров в МКД, а Минцифры России разработало проект правил такого доступа. Теперь операторы связи могут без согласия ОСС бесплатно разместить оборудование в домах.

Читайте о последствиях вступления НПА в силу и о том, как УО обезопасить общее имущество. Ознакомиться с изменениями, которые новый НПА вносит в закон о связи и в ЖК РФ 

    Самый обсуждаемый в ЖКХ документ 2024 года – закон о свободном доступе провайдеров в МКД опубликован и вступил в силу (Федеральный закон от 06.04.2024 № 67-ФЗ). Он касается деятельности операторов связи – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии (ч. 12 ст. 2 № 126-ФЗ).

    Согласно нормам нового № 67-ФЗ, теперь такие компании: • могут размещать оборудование в МКД без разрешения ОСС – достаточно одного договора с абонентом, проживающим в доме; 

• не платят за использование общего имущества, только за потреблённую электроэнергию;

•  несут ответственность за порчу такого имущества или нарушение норм законодательства при монтаже своих устройств; 

• обязаны привести уже размещённые сети в соответствие новым требованиям в течение года с момента вступления силу № 67-ФЗ . 

    Законодатели отметили, что НПА необходим для реализации права граждан на доступ к информации и исключения монополии при входе провайдеров в многоквартирные дома. 

Внести предложения к Правилам взаимодействия с провайдерами, которые разрабатывает Правительство РФ 5 апреля, когда резонансный НПА ещё находился на рассмотрении в Совете Федерации РФ, эксперты Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец, Сусана Киракосян и Ирэн Парсамян обсудили в Телеграм-эфире последствия его принятия: Также эксперты проанализировали проект Правил взаимодействия УО и провайдеров, разработанный Минцифры РФ в дополнение к № 67-ФЗ (ID 146835). В нём указано, что: - установка оборудования производится без доплаты, а демонтаж – только по решению общего собрания;

- отказать в монтаже таких устройств можно, если дом признан аварийным или в нём проводится капремонт;

-  УО и ТСЖ обязаны круглосуточно предоставлять провайдерам доступ в дом в течение двух часов после поступления заявки; 

- управляющие домами организации должны разместить в ГИС ЖКХ данные об операторах связи, чьи сети находятся в МКД. 

    Эксперты отметили, что сейчас, пока Правила не приняты, существует правовой пробел: операторы связи могут расторгнуть существующие возмездные договоры, а на каких условиях заключать новые непонятно. В связи с этим специалисты считают, что для соблюдения баланса интересов сторон нужно активно участвовать в детальной проработке Правил взаимодействия с провайдерами. 

     Предусмотреть последствия, которые могут возникнуть при использовании общего имущества дома провайдерами Обсуждая № 67-ФЗ в Телеграм-эфире, эксперты проанализировали последствия, к которым приведёт применение НПА:

-  Повышение террористической угрозы в МКД. Ирэн Парсамян подчеркнула, что управляющие организации должны обеспечивать безопасность проживания в доме, но, согласно № 67-ФЗ, обязаны предоставить неизвестным лицам доступ в МКД. 

- Нарушение единой цельной концепции жилищного законодательства. Сусана Киракосян указала, что распоряжаться общим имуществом можно только по решению собственников. Но, согласно № 67-ФЗ, размещение оборудования операторов связи в домах стало исключением из правила: «Это могло бы стать исключением из правила, если бы было обусловлено вопросом обеспечения безопасности в рамках конституционного законодательства». Законодатели хотели обеспечить жителям свободу заключения договора с провайдерами, но произошла подмена норм НПА. 

- Ущерб общему имуществу МКД. При монтаже оборудования операторы связи могут повредить общее имущество. И неизвестно, как УО и собственники смогут обезопасить себя от таких ситуаций или доказать вину компании. - Дополнительная финансовая нагрузка для УО. Согласно проекту Правил взаимодействия, УО обязаны предоставлять провайдерам круглосуточный доступ в МКД. Для этого управляющим организациям потребуется нанять или выделить из штата сотрудника, который будет заниматься данным вопросом, что приведёт к росту расходов. «Мы понимаем, что только раз в год можем повышать размер платы и, соответственно, уже сейчас должны задуматься о том, чтобы ввести такую строку в квитанции, как взаимодействие с провайдерами», – отмечают специалисты. 

      Обезопасить общее имущество многоквартирного дома и работать с жителями 

Проанализировав последствия применения № 67-ФЗ, эксперты дали УО и ТСЖ рекомендации, как смягчить ситуацию и обезопасить общее имущество МКД. Так, компании могут разработать собственные Правила взаимодействия с операторами связи и указать в них, что провайдеры обязаны предоставлять им: 

- список сотрудников, которые будут иметь доступ в дома; - документы, подтверждающие заключение договора с абонентом из МКД. 

     Специалисты предлагают управляющим организациям создать положение об ответственности операторов связи за нанесение ущерба общему имуществу МКД.  Такое положение будет правомерным, так как УО в силу закона отвечает за безопасные и благоприятные условия проживания в доме (ст. 161 ЖК РФ, Правила № 491, Правила № 416, Правила № 170). «Мы вправе создать документ, в котором будет прописан стандарт обращения провайдеров с общим имуществом, и он будет защитой для нас. А что будет дальше, когда примут Правила, время покажет», – советуют специалисты. 

Что ещё могут предпринять управляющие организации и собственники в условиях правовой неопределённости. 

      Потребовать отменить закон о свободном доступе провайдеров в МКД 

    Обсуждая № 67-ФЗ и проект Правил взаимодействия, эксперты пришли к выводу, что УО необходимо проводить беседы с жителями МКД и доносить до них последствия появления новых провайдеров в доме. «Мы не решим эту проблему, если не подключим актив собственников, чьи права нарушаются», – отметила Сусана Киракосян. Также спикеры предложили управляющим домами организациям выступить за отмену закона, нарушающего права собствеников на общее имущество МКД. 

   Для этого Ассоциация «Р1» подготовила письмо-обращение с требованием отменить закон. При массовой огласке законодатели могут отреагировать на проблему и начать искать пути решения, как это, например, происходит с законом об уплате налогов и страховых взносов с вознаграждения Совета дома. 

    Также предлагается заполнить шаблон письма и отправить его в органы власти. Чем больше обращений, тем выше вероятность, что нас услышат. 

 Примерный текст ПИСЬМА - Уполномоченному по правам человек в РФМинистру МЧС РоссииМинистру Минцифры РФ От: Собственников помещений многоквартирных домови Управляющих организацийОбращение Против Федерального закона № 67-ФЗ от 06.04.2024 г.«О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации» Мы, нижеподписавшиеся, представляя интересы собственников помещений в многоквартирных домах и управляющих организаций, выражаем нашу глубокую обеспокоенность в связи с изменениями в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О связи», изложенными в Федеральном законе № 67-ФЗ от 06.04.2024 г., принятым в третьем чтении, одобренным Советом Федерации.Предложенные изменения, предоставляющие провайдерам связи беспрепятственный и бесплатный доступ к помещениям общего пользования в многоквартирных домах, нарушают фундаментальные права и интересы собственников и управляющих организаций по следующим причинам: 

   1. Нарушение прав собственности. Предложенный законопроект противоречит статье 35 Конституции РФ, гарантирующей право частной собственности. Бесплатный доступ провайдеров к объектам общего пользования эффективно лишает собственников контроля над своей собственностью без должной компенсации или согласия. 

   2. Безопасность и сохранность жилья. Внедрение и эксплуатация телекоммуникационного оборудования без согласования с управляющими организациями и собственниками может привести к повреждению общего имущества, нарушению норм пожарной безопасности и других рисков для безопасности жильцов. 

    3. Экономические потери для собственников. Безвозмездное предоставление доступа провайдерам лишает собственников возможности получения арендной платы за использование общего имущества, что приводит к увеличению нагрузки на собственников по содержанию и ремонту общего имущества.  

   4. Отсутствие гарантий качества услуг. Беспрепятственный доступ может привести к снижению качества предоставляемых услуг за счет отсутствия стимулов для провайдеров к поддержанию высокого уровня обслуживания.  

   5. Правовая неопределенность. Законопроект вносит неопределенность в правовое регулирование отношений между собственниками, управляющими организациями и провайдерами, создавая потенциальные конфликты и затруднения в их разрешении. 

    6. Прецедент для дальнейшего ограничения прав собственности. Установление прецедента бесплатного и неконтролируемого доступа к общему имуществу для коммерческих организаций может привести к дальнейшему ослаблению защиты прав собственности в других областях. 

    7. Снижение инвестиционной привлекательности недвижимости. Невозможность контроля над общим имуществом может снизить интерес инвесторов к приобретению и владению жильем в многоквартирных домах, отрицательно сказавшись на рыночной стоимости недвижимости. 

    8. Нарушение принципа равенства собственников.   Законопроект не учитывает различия в потребностях и возможностях собственников помещений, фактически ставя интересы одних собственников выше интересов других, что противоречит принципу равенства перед законом. 

    9. Риск некачественного обслуживания и затруднений в отказе от услуг. Беспрепятственный доступ усиливает позиции определенных провайдеров на рынке, уменьшая мотивацию к качественному обслуживанию и затрудняя процедуру отказа от услуг или смены провайдера.

  10. Отсутствие механизмов контроля и ответственности провайдеров за ущерб. Законопроект не содержит четких механизмов контроля за действиями провайдеров и не устанавливает их ответственность за возможный ущерб общему имуществу, что оставляет собственников без защиты своих интересов. 

    11. Неограниченный доступ к объектам общего пользования. Беспрепятственный доступ провайдеров связи к объектам общего пользования может привести к неконтролируемому увеличению количества посторонних лиц, что создает потенциальные угрозы безопасности. Например, террористические группировки или преступные элементы могут воспользоваться этим для установки взрывных устройств или проведения разведывательных мероприятий. 

   12. Сложности в идентификации лиц, осуществляющих работы. Отсутствие четких механизмов контроля за доступом и отсутствие обязательной идентификации лиц, осуществляющих работы по установке и обслуживанию оборудования, увеличивает риск несанкционированного доступа к личным и общим пространствам, что может быть использовано для совершения противоправных действий, включая подготовку и реализацию террористических актов.     

   13. Увеличение вероятности техногенных аварий. Массовое и неконтролируемое размещение технических устройств без должного учета технических норм и стандартов безопасности может привести к возникновению техногенных аварий, в том числе к коротким замыканиям, перегреву оборудования и возгораниям. Это, в свою очередь, несет прямую угрозу жизни и здоровью граждан, а также может привести к разрушению или повреждению их имущества. 

  14. Затруднение в обеспечении эвакуации. Неконтролируемое размещение оборудования и сетей может привести к нарушению норм пожарной безопасности, затруднить доступ к средствам пожаротушения и эвакуационным выходам, что в случае чрезвычайных ситуаций создает дополнительные риски для жизни и здоровья жильцов. 

   15. Угроза информационной безопасности. Беспрепятственный доступ к инфраструктуре дома может быть использован для несанкционированного подключения к сетям связи, установки устройств слежения и перехвата информации, что несет угрозу личной и общественной безопасности, нарушает право граждан на конфиденциальность их личной жизни.

       На основании вышеизложенного, мы настоятельно призываем пересмотреть и отменить Федеральный закон № 67-ФЗ от 06.04.2024 г. в целях защиты прав и интересов собственников помещений в многоквартирных домах и управляющих организаций.Мы убеждены, что любые изменения в регулировании доступа к объектам общего пользования в многоквартирных домах должны осуществляться с учетом интересов всех заинтересованных сторон и при соблюдении принципов справедливости, безопасности и эффективности.

Читать дальше
Загрузить еще