Введение обязательного претензионного порядка подачи жалоб на УК
На Всероссийском форуме контрольных органов, который проходит в Калининграде, обсудили ряд ключевых законодательных инициатив, направленных на усиление контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Некоторые предложения уже готовы к рассмотрению на ближайших заседаниях Госдумы.
Обязательный претензионный порядок подачи жалоб
Представлен законопроект, согласованный с Минстроем России, который предполагает введение обязательного претензионного порядка для подачи жалоб на управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Теперь, если житель многоэтажки решит пожаловаться на свою УК, он должен будет сделать это через государственный информационный ресурс. Жалоба будет автоматически направлена в УК.Если УК проигнорирует данное обращение или ответит, что жалоба удовлетворена (например, произошел ремонт в подъезде или устранена течь), но автор жалобы с таким ответом не согласен, то органы государственного жилищного надзора (ГЖН) смогут инициировать контрольные мероприятия.
Если же жалоба поступила устно или была отправлена по почте, ее рассмотрение будет происходить в рамках Закона № 59-ФЗ об обращениях граждан, но к проведению контрольных мероприятий это не приведет.
Минэкономразвития России ожидает, что законопроект будет принят на весенней сессии и вступит в силу с 1 июля 2025 года.
Борьба с "профессиональными жалобщиками"
Также обсуждается предложение о борьбе с "профессиональными жалобщиками". Согласно этому предложению, в случаях, когда контрольные мероприятия не выявят нарушений, органы контроля должны будут взыскивать с авторов жалоб затраты на проведение проверок. Кроме того, планируется ввести государственную пошлину за подачу жалоб в госорганы, которую можно будет вернуть только в случае подтверждения нарушения прав заявителя.
Однако представитель Минэкономразвития указал, что данный вопрос находится в стадии обсуждения.
Отмена моратория на проверки
Кроме того, планируется не продлевать мораторий на проверки, действующий согласно постановлению Правительства РФ № 336. С 1 января 2025 года органам ГЖН предстоит работать исключительно в рамках Закона о государственном контроле, сосредоточив внимание на индикаторах риска.
Контролирующие органы по-прежнему будут обязаны получать согласование с прокуратурой на проведение внеплановых контрольных мероприятий, которые будут инициированы на основе выявленных индикаторов риска.
Однако изменений в законодательстве по этому вопросу пока не объявлено.Минстрой России также не предоставил информацию о планах по внедрению общефедеральных индикаторов риска в сферах жилищного надзора и лицензионного контроля управления многоквартирными домами (МКД).
На форуме были представлены различные "перспективные" региональные индикаторы, такие как отсутствие в ГИС ЖКХ документов, подтверждающих проведение ремонтных работ, и резкие изменения в начислении платы за отопление, которые могут указывать на проблемы с выполнением обязательств по поверке тепловых счетчиков.
Дополнительно ожидается интеграция ГИС ЖКХ с единым реестром контрольных мероприятий для более эффективного мониторинга.
Данные изменения будут широко обсуждаться в обществах, которые так или иначе связаны со сферой ЖКХ. Мнеия будут разные, иногда прямо проитивоположные. Но главное то, что законодательно хотеть улучшить систему контроля в этой сфере, и которая должна стать прозрачной для пользователей и собственников коммунальными услугами.