Назад к списку

РУБРИКА. УПРАВЛЕНИЕ МКД

 За безопасность лифтов в домах теперь отвечает Ростехнадзор: что изменилось?

 

Правительство вернуло Ростехнадзору полномочия по контролю за эксплуатацией лифтов. Новый порядок действует с 1 марта 2023 года. Расскажем, как все будет работать и куда теперь жаловаться на неисправный лифт.

 

 Кто должен обслуживать лифт? 

Когда в здании установили новый лифт, монтажная организация должна заказать выезд аккредитованной испытательной лаборатории. Эксперт из лаборатории проверяет документы и сам лифт: пробует различные режимы работы, смотрит, как ведет себя механизм.

(п. 5.2 ГОСТ 34582-2019)

Окончательное решение о вводе в эксплуатацию до 1 марта 2023 года принимал Ростехнадзор. Он вносил лифт в реестр и по бумагам следил, чтобы его вовремя модернизировали или меняли.

(п. 5 правил организации и безопасной эксплуатации лифтов, утв. постановлением правительства от 24.06.2017 № 743)

Когда лифт запущен, за него отвечает УК или ТСЖ. Управляющая организация должна организовать диспетчерский контроль, осмотры, техническое обслуживание и ремонт лифта. Для этого заключают договор на обслуживание и ремонт со специализированными организациями.

(п. 20, 22 раздела 2 минимального перечня работ и услуг при содержании многоквартирного дома)

УК раз в год обязана приглашать для технического освидетельствования лифта аккредитованную организацию. Это может быть та же организация, что обслуживает лифт постоянно, а может и другая компания. Если при освидетельствовании найдут серьезные проблемы, лифт могут остановить — пока УК не разберется с ремонтом.

(п. 1.2 приложения 3 к техническому регламенту ТС«Безопасность лифтов»)

Неисправность лифта УК должна устранить в течение суток, если только речь не идет о капитальном ремонте. Тогда срок можно не соблюдать, а ответственность за ремонт возлагается на фонд капитального ремонта, куда жильцы платят взносы. И даже может потребоваться дополнительный сбор денег — если ясно, что взносы не покроют стоимость ремонта.

(Приложение № 2 к постановлению Госстроя от 27.09.2003 № 170) 

Кто контролирует управляющую компанию?

На практике сломанные лифты иногда останавливают на несколько месяцев, и люди все это время вынуждены преодолевать лестницы пешком. Управляющая компания ссылается на то, что нет запчастей, денег, специалистов или на то, что не удается найти поломку. А бывает и наоборот: УК не останавливает и не ремонтирует лифт, а он скрежещет при движении, двери еле открываются, а кабина каждый день останавливается по непонятным причинам. Раньше за всеми опасными техническими устройствами, в том числе лифтами, следил Ростехнадзор. Но 1 июля 2021 года нормативную базу поменяли, а полномочия Ростехнадзора урезали. Это ведомство стало заниматься только бюрократическими процедурами: принимать лифты в эксплуатацию, вести реестр и по документам следить, чтобы их вовремя меняли или модернизировали. Жаловаться в Ростехнадзор было бесполезно. Если лифт по документам числится исправным, а срок его замены не подошел, значит, для Ростехнадзора нарушений нет. Разъяснения по вопросам проверок организаций, эксплуатирующих лифты: Квалифицировать поломку лифта как ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны УК или ТСЖ было хлопотно. Все списывали на то, что лифты — это сложное оборудование, и даже если их вовремя проверять, они все равно могут сломаться. Наиболее упертые жильцы пытались решить вопрос в прокуратуре или суде.В одном из домов Кирова лифт вышел из строя, и фонд капитального ремонта выбрал подрядчика для замены. Подрядчик растянул дело на 125 дней, все это время жильцы дома ходили по лестнице. Один из них, инвалид-чернобылец, написал жалобу в прокуратуру. Потребовал взыскать с фонда компенсацию морального вреда — 300 000 Р.

(Решение Ленинского районного суда Кирова № 2-2902/2022PDF, 79 КБ) 

Дело дошло до суда, но судья назначил компенсацию лишь в 20 000 Р. В Самаре была похожая история: лифт регулярно отключали то на полгода, то на месяц — и так три года. Жительница с шестого этажа пошла в суд и потребовала от УК компенсацию морального вреда — 100 000 Р.

(Решение Железнодорожного районного суда Самары № 2-2770/2021PDF, 72 КБ) 

Представитель УК в суде сказал, что они же уже сделали перерасчет — вернули 133 Р платы за пользование лифтом. Также он заявил, что УК нанимает подрядчиков на ремонт и обслуживание лифта, но сделать ничего не удается, к тому же запчасти надо возить из других городов. А в последний раз лифт и вовсе ломался из-за грозы — это обстоятельство непреодолимой силы. Суд обязал УК выплатить женщине 2000 Р.

Что изменилось? 

С 1 марта 2023 года Ростехнадзор сможет проводить полноценные проверки оборудования: выезжать для оценки состояния лифтов и выдавать предписания управляющим компаниям. У жителей будет больше шансов, что жалоба в Ростехнадзор возымеет действие.

(п. 1 постановления правительства от 30.11.2022 № 2166) 

В то же время с 1 марта 2023 года упростилась процедура ввода лифтов в эксплуатацию. Ввели уведомительный порядок, то есть Ростехнадзор больше не выдает разрешений. Ведомство просто получает документы от собственника лифта и на этом основании делает запись в реестре о запуске. Помимо Ростехнадзора остается возможность жаловаться на неисправный лифт в государственную жилищную инспекцию — ГЖИ. В каждом регионе у нее есть отделение, которое принимает обращения. /guide/zhaloba/ 

Как правильно подать жалобу в любое ведомство?

 ГЖИ имеет право проверить, как содержат лифт УК или ТСЖ. Инспекция тоже может выдавать предписания, но, в отличие от Ростехнадзора, сотрудники ГЖИ выезжают для проверки оборудования только по жалобам, а Ростехнадзор будет проводить проверки и без них.

(ст. 20 ЖК РФ) 

Вот как можно подать жалобу в ГЖИ:

• 1.лично отнести в отделение инспекции;

• 2.через электронную приемную инспекции или региональный портал госуслуг;

• 3.через личный кабинет ГИС ЖКХ.