Назад к списку

НОВАЯ РУБРИКА.                     ЕСТЬ МНЕНИЕ ИЛИ МЫСЛИ ВСЛУХ

       Как-то незаметно прошли праздники посвященные работникам жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания. Правда в некоторых городах Главы почтили своим вниманием работников такой многогранной сферы, которая обеспечивает комфортное проживание практически всех жителей нашей необъятной страны. Почему-то у нас проводятся торжественные мероприятия для работников таких отраслей как образование, культура, охрана общественного порядка, в честь, которых проводятся праздничные концерты, конкурсы профессионального мастерства, награждения ведомственными и правительственными наградами. А вот для отрасли ЖКХ и бытового обслуживания ничего подобного не проводится, почему эта, так необходимая всем людям служба, находится в таком забытом состоянии. На мой взгляд это большая несправедливость к работникам: дворникам, сантехникам, мастерам Аварийно-диспетчерских служб, электрикам, кровельщикам, механикам-водителям, лифтерам и конечно к нашим уборщицам, которые приводят в порядок наши дворы и подъезды содержат в рабочем состоянии, наше с вами, общее имущество и обеспечивают нам более-менее комфортное проживание. Почему написал более-менее, да потому что в этой сфере работают простые люди и они все разные и по разному относятся к своим обязанностям. А если сравнить с другими отраслями их заработную плату, то она приближена к минимальным размерам и не поддается никакой критике, при соотношении цены и ответственности к требованиям по результатам работы.

        Учитывая также ужасное состояние инженерной инфраструктуры во многих многоквартирных домах и магистральных сетей подачи коммунальных ресурсов, тяжело даже на минуту представить если эта сложная система обеспечения коммунальными ресурсами и жилищными услугами перестанет работать. Просто дома перестанут работать все бытовые приборы, из крана не побежит вода и в подъезде будет темно и грязно. Такие картины можно увидеть только в Голливудских фильмах, а в реальности это будет глобальная катастрофа. 

       Нам, собственникам, необходимо понимать, что только благодаря самоотверженному труду работников Управляющих организаций и добросовестных собственников мы живем в комфортных условиях. Поэтому я считаю, что слова благодарности нужно говорить этим работникам не только в дни празднования, но и в течении всего года, когда встречаем их во время работы на наших домах.      


          А теперь, для понимания собственников, необходимо довести информацию о причинах сегодняшнего состояния жилищной и коммунальной сферы, а также что необходимо предпринять для улучшения работы в ней. В значительной мере организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления и напрямую влияет на уровень и качество жизни большинства жителей. В настоящее время эта сфера отношений является источником постоянного социального напряжения и социальных конфликтов, связанных с:

• высокой изношенностью и низкой энергоэффективностью жилищного фонда и коммунальных сетей;

• непрозрачностью процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, слабым распространением практики установления индивидуальных для каждого дома размера платы за жилое помещение;

• слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций, низким качеством услуг, предоставляемых ими населению, наряду с высокой стоимостью этих услуг;

• насаждением одной организационно-правовой формы объединения собственников – товариществ собственников жилья, наряду с неэффективным функционированием ТСЖ, обусловленным, в том числе, повсеместной пассивностью и низкой правовой грамотностью собственников, а также распространенными злоупотреблениями недобросовестных должностных лиц, стремящихся к подмене реальных ТСЖ их фиктивными аналогами. 

          При этом муниципальные власти не только не имеют реальных финансовых возможностей для решения этих проблем, но и достаточных возможностей по организации надлежащего контроля и регулирования в данной сфере. Принципиального решения требуют вопросы высокого износа основных фондов коммунальной инфраструктуры и низкого качества обслуживания многоквартирных домов, что соответственно влечет падение качества и комфорта проживания в них граждан. Безусловно имеется положительный эффект от деятельности государственного Фонда содействия реформированию ЖКХ, за счет средств которого и средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в основном и осуществляется капитальный ремонт многоквартирных домов и магистральных сетей. Вместе с тем такой капитальный ремонт осуществляется в минимально-необходимых объемах. При этом зачастую не ставится задача повышения уровня эффективности использования ресурсов, снижения потерь и повышения уровня благоустройства дома при проведении его ремонта. В результате отремонтированные многоквартирные дома не соответствуют современным требованиям.

         В целях выхода из сложившейся ситуации, на мой взгляд, требуется определить основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:

• обеспечение собственников многоквартирных домов коммунальными и жилищными услугами нормативного качества и по доступной цене;

• определение порядка привлечения к ответственности собственников нарушающих правила содержания общедомового имущества;

• совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда (создание ТСЖ и управляющих организаций);

• развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-муниципально-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);

• изменение в СМИ негативного образа коммунального работника на создание образа ответственных и добросовестных людей, которые самоотверженно справляются со сложными инженерными комплексами и аварийными ситуациями, а также доведения до собственников положительных практик по содержанию МКД и предоставлению качественных жилищных услуг населению и собственникам. 

• перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот); 

• развитие системы ресурсо- и энергосбережения (приборы учета, методики обслуживания МКД и расчета оплаты труда в жилищной сферы).

       Видится целесообразным инициировать целевой государственный заказ на проекты модернизации инфраструктуры, в том числе распространение механизмов государственных гарантий инвестиций в инфраструктуру муниципальных образований и в межмуниципальные инфраструктурные проекты. Необходимо также отметить, что в настоящее время не определены механизмы дальнейшей, после завершения сроков работы Фонда, государственной поддержки собственников помещений в проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов и модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований. В этой связи отдельного внимания требуют вопросы межбюджетных отношений. Например, при формировании бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год в расчетах потребности муниципального образования в финансовых средствах, расходы на капитальный ремонт муниципального имущества не принимаются во внимание. Доходы от сдачи такого имущества в аренду учитываются в общей сумме доходов бюджета муниципального образования, которые направляются на финансирование расходов (на содержание учреждений, благоустройство и иные учтенные в расчете мероприятия), утвержденных в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.Аналогичное внимание требуется уделить при решении вопроса о ремонте другого муниципального имущества в сфере ЖКХ: теплотрасс, котельных и водопроводов, так как в структуре действующих тарифов соответствующие средства в достаточном объеме не предусматриваются. 

        Другой проблемой, не способствующей полноценному финансовому обеспечению полномочий муниципалитетов в сфере ЖКХ, является действующая методика анализа финансовых потребностей муниципальных образований в целях выравнивания бюджетной уровня их расчетной обеспеченности. Указанная методика не учитывает фактический рост цен и тарифов на коммунальные услуги, которые занимают в расходах муниципальных учреждений второе место после заработной платы. Рост тарифов на коммунальные услуги по теплу и электрической энергии значительно превышает прогнозируемый рост тарифов, рассчитанных по этой методике. Данная методика содержит понижающие коэффициенты к утвержденным нормативам по ряду расходных полномочий. Например, при применении понижающих коэффициентов по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда нормативные расходы уменьшаются на 55 процентов, а по капитальному текущему ремонту дорог и их содержанию на 95 процентов. Таким образом, муниципальное имущество невозможно отремонтировать за счет средств местного бюджета, что входит в противоречие с обязанностью собственника проводить капитальный ремонт муниципального имущества. 

       Следующей концептуальной проблемой, препятствующей эффективному развитию сферы ЖКХ, является непрозрачность процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, что вызывает необоснованный рост стоимости коммунальных услуг в целом и существенно превышающий темпы роста доходов граждан. В совокупности со слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций данной обстоятельство порождает низкое качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, и сопровождается высокой стоимостью этих услуг. 

        Еще одной важной проблемой при реализации полномочий муниципалитетов является отсутствие действенного контроля со стороны муниципальных образований за деятельностью организаций, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, что является следствием отсутствия у муниципалитетов реальных рычагов влияния на эти организации. 

        В то же время, проблемы ЖКХ сегодня невозможно решить только за счет финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Государственно-муниципально-частное партнерство является важным инструментом развития муниципальной, прежде всего, жилищно-коммунальной инфраструктуры. Важнейшим условием для развития жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований является привлечение в неё частных инвестиций. Развитие государственно-муниципально-частного партнерства на территории муниципальных образований требует объединение усилий органов власти всех уровней. На федеральном и региональном уровне должны быть приняты соответствующие законы и подзаконные акты, разработаны и внедрены программы, стимулирующие сотрудничество между муниципальными образованиями и бизнесом. Существенной составляющей данных программ должно стать обучение выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, информирование органов местного самоуправления о круге потенциальных инвесторов, о технологиях работы с ними, опыте других муниципалитетов по реализации инвестиционных проектов, создание общедоступных баз инвестиционных предложений и проектов, методическая поддержка органов местного самоуправления в данной сфере, как на этапе подготовки инвестиционных предложений, так и на этапе их реализации. Общественные организации и объединения муниципальных образований также могут внести значительный вклад в процесс развития публично-частного партнерства на местном уровне. Необходимо также внести в жилищное законодательство соответствующие положения, предусматривающие расширение рынка арендного жилья, субсидирование государством ставки ипотечного кредита, расширение возможностей муниципальных образований по строительству муниципального жилья, а также внедрение форм жилищной кооперации как организационно-правовой формы приобретения, владения и распоряжения жилыми помещениями. 

       Мониторинг ситуации и формулирование предложений в данной сфере, а также проведение мероприятий по обучению и обмену опытом для руководителей муниципальных образований и граждан является одним из важных направлений деятельности Правительства РФ и местных органов. 

        Исходя из этого беглого анализа можно сделать вывод, что как многое в сфере ЖКХ переплетается между собой собственники, ресурсники, муниципалитет, Региональный власти и Правительство РФ. И получается, что наше порой предвзятое отношение к работникам сферы жилищных услуг крайне противоречиво и несправедливо. И винить во всех грехах только их неправильно. Всех работников от Руководителей до разнорабочего надо благодарить и стараться понять их работу и их нужды, а также поддерживать как финансово так и морально. Поэтому и все программы поддержки сферы ЖКХ, принятые на любом из уровней, должны стремится к комплексному балансу всех интересов и задач. А нам собственникам нужно пожелать быть более объективными, терпеливыми, грамотными и относится к общедомовому имуществу как собственному.