В предыдущих статьях мы рассказали как относятся к ТКО МинстройРФ и Минприроды РФ. Сегодня мы подобрали материалы об отношении к ТКО УФАС (Управление Федеральной Антимонополной СлужбыРФ) и их позиция к ценообразованию на данную коммунальную услугу.
Небольшой экскурс в историю
Управляющая организация до 2019 года по полученным лицензиям не только управляла несколькими сотнями многоквартирных домов, но и являлась перевозчиком ТКО от жилого фонда к месту их захоронения/утилизации. На эти услуги были заключены договоры с другими УО города. Вывозимые ТКО размещались по установленному в регионе тарифу на городском полигоне в рамках договора между УО и специализированным предприятием. Строительный мусор, в том числе образовавшийся после текущего ремонта жилого фонда, предприятие принимало от УО и размещало на полигоне строительного мусора за отдельную плату. Стоимость данной услуги в 2018 году превышала тариф по захоронению ТКО на городском полигоне на 177%. Управляющая организация дисциплинированно оплачивала выставленные за услуги предприятия счета. Одновременно она обратилась в УФАС с просьбой проверить, не нарушает ли компания, оказывающая услуги по размещению отходов и их утилизации, антимонопольное законодательство. УО посчитала, что предприятие, занимая доминирующее положение на рынке размещения и утилизации отходов на единственном доступном полигоне строительного мусора, пользуется данным преимуществом и устанавливает непомерно высокие цены. Управление ФАС по жалобе управляющей организации открыло дело № А 06-05/18, итогом рассмотрения которого стало решение № 02-01/1306, в котором ведомство ответило на следующие, актуальные в рамках «мусорной реформы», вопросы:
- Какой мусор относится к ТКО?
- Является ли строительный мусор от текущего ремонта ТКО?
- Кто устанавливает тариф на услуги по вывозу, размещению и утилизации отходов от текущего ремонта МКД?
Рассмотрим подробнее позицию и доводы
Управления по каждому вопросу. К ТКО относятся разные группы отходов из Федерального каталога Росприроднадзора Как указало УФАС в решении № 02-01/1306, твёрдые бытовые, или твёрдые коммунальные, отходы – это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе: - при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений;
- при содержании придомовых территорий и мест общего пользования,
- при содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц,
- устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода (ГОСТ Р 53692-2009, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст).
Согласно п. 3 Правил № 293, к твёрдым коммунальным отходам относятся крупногабаритные отходы: мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое) – размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Согласно письму Управления Росприроднадзора от 15.03.2018 № 09-15/996, к ТКО могут относиться любые виды отходов, размещение которых допустимо на специализированных полигонах, а также виды отходов, размещение которых на данных полигонах строго запрещено (например, отработанные ртутные лампы). При этом важно отметить два замечания, сделанные в письме:
1. К ТКО могут относиться отходы, входящие в разные блоки Федерального классификационного каталога отходов № 242, не только из блока «Отходы коммунальные твёрдые» (код 7 31 000 00 00 0). 2. Отходы, образующиеся при строительстве, не относятся к ТКО.
Отходы от текущего ремонта жилфонда входят в состав ТКО В решении № 02-01/1306 также проанализирован вопрос о том, относятся ли отходы, образовавшиеся после текущего ремонта МКД, к твёрдым коммунальным отходам. Предупредительный (текущий) ремонт, согласно п. 3.8 постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. В соответствии с п. 2 приказа Минприроды России от 14.08.2013 № 298, отходы потребления – это подлежащие обезвреживанию, утилизации или удалению остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, включая готовые товары, подлежащие утилизации после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров.
Поскольку отходы от текущего ремонта жилфонда являются остатками сырья и материалов, образовавшихся в результате потребления в жилых помещениях, то они отвечают признакам ТКО и включаются в их состав. Отходами от текущего ремонта МКД признаются такие строительные отходы, как обрезь и лом гипсокартонных листов, отходы шпатлевки, рубероида, толи, незагрязнённые отходы линолеума, мусор от ремонтных работ. Они включены в состав ТКО, цены на вывоз, размещение и утилизацию которых регулируются государством.
Регулированию подлежат следующие виды тарифов в области обращения с ТКО:
- единый – на услугу регоператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
- на обработку ТКО;
- на обезвреживание ТКО;
- на захоронение ТКО.
Обращение с отходами от текущего ремонта производится по регулируемым тарифам в сфере ТКО Проанализировав нормативно-правовые акты РФ, Управление ФАС пришло к выводу, что предприятие, принимая на полигон строительного мусора отходы от текущего ремонта по завышенным ценам, нарушило порядок ценообразования и требования п. 10 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ. Организация, получившая лицензию на утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности, было обязано принимать на полигон мусор от текущего ремонта МКД по тарифам, утверждённым в регионе на захоронение ТКО. Специализированное предприятие, устанавливая собственные цены на размещение отходов от текущего ремонта на полигоне, злоупотребило своим доминирующим положением хозяйствующего субъекта. Оно нарушило установленный порядок ценообразования, что привело к ущемлению интересов потребителей в сфере предпринимательской деятельности.
Взять на заметку
Для управляющих организаций и собственников помещений в многоквартирных домах, заключивших договоры с регоператором по обращению с ТКО, решение УФАС от 27.02.2019 № 02-01/1306 интересно следующими выводами:
1. Некоторые виды строительного мусора относятся к ТКО, и плата за их вывоз, размещение и утилизацию регулируется тарифами, установленными в регионе.
2. Отходы от текущего ремонта в многоквартирных домах являются твёрдыми коммунальными отходами.
3. К отходам от текущего ремонта относятся такие строительные отходы, как обрезь и лом гипсокартонных листов, отходы шпатлевки, рубероида, толи, незагрязнённые отходы линолеума, мусор от ремонтных работ.
Согласно выводам УФАС, регоператор по обращению с ТКО не имеет права взимать дополнительную плату за вывоз и размещение таких отходов на полигонах: эти услуги уже заложены в региональном тарифе. Решение № 02-01/1306 можно считать ещё одной попыткой разделить строительный мусор и отходы от текущего ремонта жилфонда, входящие в ТКО. Ранее об этом высказалось Минприроды РФ в рамках горячей линии о «мусорной реформе». Вопрос о принадлежности к ТКО разного вида строительных и ремонтных отходов остаётся открытым для обсуждения.
Кто же отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора?
Главные вопросы, которые возникают в отношении крупногабаритного и строительного мусора, сводятся к тому:
- включается ли строительный мусор в понятие «крупногабаритные отходы»;
- является ли крупногабаритный и строительный мусор твёрдыми коммунальными отходами;
- где такой мусор должен складироваться и накапливаться;
- кто отвечает за вывоз КГМ и строительных отходов;
- кто и как оплачивает услуги по транспортировке этого мусора к месту утилизации.
Попробуем разобраться с каждым из этих вопросов отдельно, опираясь на нормативно-правовые акты, регулирующие «мусорную реформу» и сферу управления многоквартирными домами.
Крупногабаритный мусор не помещается в контейнеры
В действующих НПА есть несколько схожих определений, что такое крупногабаритный мусор или отходы (КГМ или КГО). Так, в п. 3 Правил № 293 к крупногабаритным отходам отнесены твёрдые коммунальные отходы такого размера, что их невозможно поместить в контейнерах, например, мебель или бытовая техника. В ГОСТ Р 56195-2014 дано более конкретное определение КГО как отходов производства и потребления. Это предметы, которые утратили свои потребительские свойства. Размеры таких предметов превышают 0,5 метра в высоту, ширину и длину.
Существует ещё одно определение, на которое ссылаются компании, оказывающие услуги по вывозу мусора: КГМ – это отходы, которые не поддаются сжатию и транспортировке в прессующем мусоровозе.КГМ входит в состав бытовых отходов и вывозится регоператором Вывоз крупногабаритных отходов находится в зоне ответственности регионального оператора. Делать он это обязан в том числе по заявкам потребителей. Складирование КГО для вывоза, согласно п. 31 Правил № 293, допускается в бункерах, установленных на контейнерных площадках, или на специально отведённых для этого местах. Они должны быть прописаны в договоре с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО. Также в договоре указывается график вывоза крупногабаритных отходов.
Следовательно, крупногабаритные отходы входят в понятие «твёрдые коммунальные отходы» и ответственность за их вывоз и транспортировку несёт выбранный в регионе оператор по обращению с ТКО. Это зафиксировано и в п. 7.1 ГОСТ Р 56195-2014.
Стоимость вывоза крупногабаритного мусора должна быть включена в норматив, установленный в регионе для оплаты услуг регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Дополнительная оплата за вывоз КГО взиматься не должна. Строительный мусор может повредить мусоровоз
Строительный мусор зачастую также относят к крупногабаритным отходам, ведь он отвечает характеристикам такого вида ТКО: не влезает в стандартный контейнер, не поддаётся сжатию и транспортировке обычным мусоровозом. При этом, как правило, строительные отходы имеют большой вес, а порою представляют опасность для здоровья человека. Строительный мусор – это все отходы, что образуются при демонтаже, ремонте или строительстве в многоквартирном доме. Это не только бетон, кирпичи, куски металла, но также демонтированные двери и окна, снятый линолеум, старые обои и прочее. Его можно подразделить на:
- непосредственно строительный мусор,
- упаковочные материалы,
- отделочные материалы.
В обязанности регионального оператора по обращению с отходами не входит вывоз такого вида отходов. Ответственность за это несут лица, в процессе деятельности которых такой мусор образовался.
Вывоз и утилизация подобных отходов должен производиться отдельно от ТКО. За нарушение данного правила предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ. Строительный мусор вывозят специализированные компании по отдельному договору Строительный мусор запрещено складывать в контейнеры для ТКО: подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке (п. 14 ПП РФ № 1156). Часть таких отходов может предоставлять опасность для человека и окружающей среды, в том числе из-за строительной пыли. Занимаются сбором и вывозом строительного мусора специализированные компании, в том числе региональные операторы по обращению с ТКО, за отдельную плату, поскольку эти отходы не включены в утверждённый норматив регоператора.
Если кто-то из жителей в многоквартирном доме затеял ремонт, то он не имеет права вынести и разместить образовавшийся строительный мусор на контейнерной площадке. Он обязан сам или через управляющую организацию связаться с компанией, которая специализируется на вывозе такого вида отходов, и заключить с ней договор на вывоз мусора.
Решение о централизованном вывозе строительного мусора принимается на ОСС
Другой вариант: если ремонт делают сразу несколько собственников или почти все, например, в новостройке. В таких домах образуются спонтанные свалки строительного мусора. В этом случае управляющая домом организация, если таковая уже выбрана, либо сами собственники могут заключить договор на вывоз строительного мусора, определив место для сбора отходов и график вывоза. Выбранная компания устанавливает специальный открытый контейнер для строительного мусора, куда жители дома обязаны складывать строительные отходы.
Контейнер для складирования строительного мусора
При этом на общем собрании собственники должны утвердить включение платы за эту услугу в плату за содержание жилого помещения или отдельной строкой за жилищную услугу по вывозу строительного мусора, а также утвердить размер платы за неё. За дополнительную услугу при этом должны проголосовать собственники, обладающие более чем 50% от числа голосов участников ОСС (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).
Важно помнить
Управляющие организации и ТСЖ, а также жители многоквартирных домов должны разделять понятия бытового крупногабаритного мусора и строительных/ремонтных отходов. Бытовые крупногабаритные отходы входят в состав ТКО, за их вывоз отвечает региональный оператор. Плата за вывоз КГМ включена в тарифы и нормативы выбранного регоператора. Строительный мусор не относится к ТКО и не входит в зону ответственности исполнителя коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Его вывоз производится по отдельному договору с регоператором или иной специализированной компанией за дополнительную плату. Управляющая организация или ТСЖ при этом должны следить за порядком на контейнерных площадках, если они расположены на земельном участке, включённом в состав общего имущества многоквартирного дома. Поэтому УО следует информировать жителей дома о порядке и месте складирования крупногабаритного мусора, графике его вывоза, а также о том, каким образом они должны избавляться от строительных отходов.
Как видим из данной статьи, что между мелким ремонтом в квартире и текущим ремонтом, а также капитальным ремонтом проходит очень тонкая грань. УО нужно быть очень осторожными в решении данных вопросах с региональным оператором.