Назад к списку

ОБСУЖДАЕМ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫВОЗА МУСОРА (продолжение)

 Мы, в прошлый раз, рассказывали о письме, в котором Минприроды РФ разъяснило, что смёт, ветки, листва и обрезки деревьев не входят в состав ТКО. 

       В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» постоянный эксперт Ассоциации Управляющих организаций (Р1) Елена Шерешовец дала оценку такой позиции, подкрепив своё мнение законодательством и судебной практикой. 

Минприроды РФ исключает уличный смёт и листья из состава твёрдых коммунальных отходов 

       В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» эксперт Ассоциации , практикующий юрист проанализировала позицию Минприроды РФ, законодательство и судебную практику по вопросу о том, входят ли в состав твёрдых коммунальных отходов и относятся ли к зоне ответственности регоператора такие отходы как смёт, ветки, листва и обрезки деревьев. 

      Министерство природных ресурсов и экологии РФ в письме от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 со ссылкой на ст. 1 № 89-ФЗ указало на то, что к ТКО относятся только отходы, образованные физическими лицами в пределах жилых помещений. Поскольку листва, уличный смёт, ветки и обрезки деревьев образовались на придомовой территории, эти отходы не относятся к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором. Минприроды РФ в письме предлагает организовать вывоз такого мусора с помощью регионального оператора по отдельной нерегулируемой цене, а не в счёт тарифа на его услуги, утверждённого в регионе. Такое же мнение Минприроды РФ высказало в рамках горячей линии по вопросам проведения «мусорной реформы» в регионах. При этом всего год назад Минстрой РФ в письме от 25.09.2018 № 43298-ОГ/06 высказал противоположную позицию и обозначил, что уличный смёт, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками входят в состав ТКО. 

К этому анализу стоит добавить, что в 2022 году ст. 1 № 89-ФЗ была изменена и теперь она трактуется так: 

Статья 1. Основные понятия 

 1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах";(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 14.07.2022 N 343-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

То есть законодатель подтвердил выводы эксперта и судебную практику. 


           Нормативно-правовые акты учитывают отходы от уборки придомовой территории в составе ТКО, образующихся после уборки придомовых территорий, отмечают специалисты, что: Письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных (п. 2 постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009). 

             Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утверждён Федеральный классификатор каталога отходов (ФККО). По данному классификатору твёрдые бытовые отходы включают и уличный смет, и отходы при уходе за растительными посадками

        В каждому субъекте РФ установлены нормативы накопления ТКО. Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 04.04 2016 № 269, при их определении учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории, в том числе уличный смёт и растительные отходы. А всё, что включено в норматив, относится к ТКО и вывозится в счёт утверждённого в регионе тарифа.

 

Суды относят уличный смёт, листья и ветки деревьев к твёрдым коммунальным отходам 

      Судебная практика, которая уже сложилась по вопросу отнесения отходов от уборки придомовых территорий в состав ТКО. В 2019 году в Верховном суде РФ рассмотрели обращение гражданина, который попытался оспорить нормативы накопления ТКО в Омской области и исключить оттуда отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в решении от 23.09.2019 № АКПИ19-543 отметила: довод о том, что твёрдые коммунальные отходы не могут образоваться за границами жилых помещений, основаны на неправильном толковании норм права. По мнению суда, ТКО могут образовываться на придомовой территории. 

         Таким образом, при оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребитель одновременно оплачивает услугу в части отходов, образующихся при содержании общего имущества собственников помещений в МКД. Как отмечают специалисты, похожие судебные решения были вынесены и в других регионах России, например, в апелляционном определении Севастопольского городского суда от 31.01.2019 по делу № 33-321/2019. 

          Такую же позицию занимает и УФАС в некоторых регионах: антимонопольная службы в Челябинской области обязала регоператора вывозить отходы, образовавшиеся после уборки УО придомовой территории многоквартирных домов. 

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций 

          О мнении УФАС мы расскажем в следующей статье.