Назад к списку

ОБСУЖДАЕМ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫВОЗА МУСОРА (продолжение)

        Продолжаем знакомить с новшествами в сфере обращения с ТКО. Сегодня вашему вниманию предлагается мнение Минприроды, которое интерпретирует изменения в сфере ТКО Постановлением № 293. Их мнение противоложное мнению Министерства строительства и ЖКХ                                    


                                                                    ПИСЬМО

                                      от 21 июля 2020 года N 08-25-53/18336 

"Об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО" 


        Минприроды России по вопросу отнесения образующихся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки) отходов к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) сообщает. 

        Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. 

        В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации(далее - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

      Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.  

       Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа. 

   Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. 

      Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 (далее - Правила определения нормативов), и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр (далее - Методические рекомендации). 

    В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений. 

    Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. 

     В свою очередь Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО. 

      Таким образом уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО, 

     В соответствии с ЖК РФ под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. 

     Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. N 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ исполнителем работ. 

     В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - Постановление N 290), работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка. 

      На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. 

    Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО. 

                    Заместитель Министра природных ресурсов    и экологии Российской Федерации К.Н.Румянцев Электронный текст документа


    Если кратко то Письмо Минприроды России от 21.07.2020 № 08-25-53/18336 разъясняет, что растительные отходы от содержания зеленых насаждений (например, ветки, листья) не относятся к твердым коммунальным отходам (ТКО), так как образуются не в жилых помещениях и не в процессе потребления. Это означает, что их вывоз осуществляется по отдельному договору, как правило, по нерегулируемой цене, и они не входят в тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. Ключевые моменты письма:

 Растительные отходы - это не ТКО: По смыслу закона № 89-ФЗ, ТКО образуются в жилых помещениях в процессе потребления. Растительные отходы образуются в результате ухода за зелеными насаждениями и не подпадают под это определение.Необходимость отдельного договора: Вывоз таких отходов должен осуществляться по договору с организациями, имеющими соответствующую разрешительную документацию. 

Отсутствие включения в тариф на ТКО: Региональные операторы в рамках тарифа обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют законодательству и учтены в нормативах их накопления. 

Запрет на складирование на контейнерных площадках: Правила обращения с отходами (вступившие в силу с 1 сентября) запрещают складировать на контейнерных площадках для ТКО мусор, образовавшийся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. 

Управление и нормативная база: Минприроды также отмечает, что Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) не является нормативным правовым актом, а лишь перечнем отходов, образующихся в процессе деятельности юридических лиц и ИП. 

В анализе прошлого письма Министерства строительства и ЖКХ я высказывал свое мнение, что все изменения сводятся к одному - освобождению регионального оператора от многих функций и предлагает все возложить на собственников земельных участков. А если учесть что, собственником многих участков является муниципалитет или непосредственно государство, то специалисты, которые предлагали такие поправки, явно в сговоре с региональными операторами. 

       Минприроды, очень сильно притягивает некоторые правовые нормы, как говориться, за уши и делает не правильные выводы, причем ссылаясь на федеральное законодательство. И хочу напомнить, что в анализе Писма министерства строительства я делал ссылку на ФЗ № 89:

"Обратите также внимание на том, что в первом абзаце письма идет ссылка на ст. 1 ФЗ-№ 89 "отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами," что отходами признаются только отходы образованные в жилых помещения, но с 2022 года в данную стать внесены изменения и сегодня она трактуется так: Ст. 1. "В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах";(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 14.07.2022 N 343-ФЗ)То есть эта статья подтверждает, что отходами являются все отходы, которые производятся собственником как в жилом помещении, так и на всей территории где находиться общедомовая собственность МКД."