Назад к списку

ОБСУЖДАЕМ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫВОЗА МУСОРА (продолжение)

 В нашей последней статье мы обещали ознакомить вас с письмом Минстроя РФ и провести анализ данного письма. 

Итак знакомим с письмом:


         МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГОХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ      ПИСЬМО 

от 25 сентября 2018 г. N 43298-ОГ/06 

     Департамент городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минстроя России, и по вопросам, изложенным в нем, сообщает следующее. 

      Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) относятся:- отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;

 - отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.  

       Относительно таких отходов как уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, образованные на придомовой территории, сообщаем.Нормативы накопления ТКО (далее - нормативы) устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 269) и приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Методические рекомендации). 

     Согласно пункту 3 Правил N 269 при определении нормативов в составе ТКО учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. При этом категории объектов, на которых образуются ТКО, определяются уполномоченным органом. 

   Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категории объектов, на которых образуются ТКО.В случае если уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками образованы на придомовой территории, или уполномоченные органы предусмотрели перечень категорий объектов, в котором указаны объекты с образованием таких отходов, то они подлежат учету при определении нормативов.

        Отмечаем, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, придомовая территория - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. 

    В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО). 

      Исходя из анализа норм федерального законодательства, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками относятся к ТКО. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.

   Относительно таких отходов как отходы от текущего ремонта жилых помещении сообщаем.Понятийным аппаратом Правил обращения с ТКО предусмотрено, что под крупногабаритными отходами понимаются ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещении (текущий ремонт - это меры, направленные на поддержание несущих конструкций здания и инженерных коммуникации в исправном состоянии и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО. 

        Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. N 1447-ст, крупногабаритные отходы - отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.Исходя из комплексного анализа норм федерального законодательства, под крупногабаритными отходами понимаются ТКО, образующиеся у физических лиц, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО.С учетом положений Правил обращения с ТКО в части определения крупногабаритных отходов, их складирования, а также Правил N 269 в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются крупногабаритные отходы), крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 

     Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. 

    Дополнительно отмечаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделении, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержит правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера. 

 Директор Департаментагородской средыО.Н.ДЕМЧЕНКО


 Наш анализ. 

Письмо Минстроя России от 25.09.2018 № 43298-ОГ/06 разъясняет, что отходы от капитального ремонта жилых помещений и строительный мусор не являются частью ТКО (твердых коммунальных отходов), но их сбор и вывоз входят в обязанность управляющей организации. Эти отходы следует собирать отдельно и передавать организациям, имеющим соответствующую лицензию, а не складировать на контейнерных площадках для ТКО. 

    Основные положения письмаКлассификация отходов: Письмо разграничивает отходы от текущего ремонта жилья (например, обои, остатки краски, старую электропроводку) и отходы от уборки придомовой территории, относимые к ТКО. 

Обращение с отходами:Текущий ремонт: Отходы от текущего ремонта (строительный мусор) не являются ТКО и не входят в тариф за вывоз ТКО. Их необходимо собирать и утилизировать отдельно.

   Уборка территории: Отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (например, мусор, листья, ветки), относятся к ТКО и подлежат вывозу в рамках тарифа.    


Ответственность управляющей организации: За сбор и вывоз отходов от текущего ремонта, а также за уборку придомовой территории, отвечает управляющая организация (УК или ТСЖ). 

Необходимость раздельного сбора: Важно организовать раздельный сбор отходов, чтобы строительный мусор не складировался вместе с ТКО на контейнерных площадках.Отходы от капитального ремонта: Отходы от капитального ремонта не относятся к ТКО и требуют отдельного обращения в соответствии с их классом опасности, что не является темой данного письма, но важно иметь в виду для правильного обращения с отходами. 

Обратите также внимание на том, что в первом абзаце письма идет ссылка на ст. 1 ФЗ-№ 89 "отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами," что отходами признаются только отходы образованные в жилых помещения, но с 2022 года в данную стать внесены изменения и сегодня она трактуется так: 

  Ст. 1. "В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах";(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 14.07.2022 N 343-ФЗ)

То есть эта статья подтверждает, что отходами являются все отходы, которые производятся собственником как в жилом помещении, так и на всей территории где находиться общедомовая собственность МКД. 

Да затронули мы очень серьезную тему. В следующей нашей статье мы вам расскажем о другой позиции, которую высказывает Минприроды РФ.  Обсудим и проанализируем их письмо на данную тему.