ОБСУЖДАЕМ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫВОЗА МУСОРА С 1 СЕНТЯБРЯ
В предыдущей нашей статье мы начали обсуждать изменения законодательства, которые вступили с 1 сентября 2025 года в сфере ЖКХ. Как мы и обещали рассмотрим как новые правила коснуться собственников, ТСЖ и Управляющие компании. И начнем с очень острой сегодня темы «Обращения с Твердыми Коммунальными Отходами».
Одна из главных целей мусорной реформы — сократить складирование ТКО на свалках и проводить его сортировку с последующей переработкой.
Для этого законодатели предполагают:С 1 сентября 2025 года в России вступили в силу новые правила обращения с ТКО, которые устанавливают запрет на складирование растительных и строительных отходов на контейнерных площадках, переводят ответственность за содержание самих площадок на их собственников (управляющие компании или местные администрации) и вводят единые правила цветовой маркировки контейнеров для раздельного сбора. Изменения также затрагивают медицинские отходы класса «А», которые теперь приравниваются к ТКО с 1 июля 2025 года.
Основные изменения
•Запрет на складирование на контейнерных площадках: Строго запрещено выбрасывать на контейнерные площадки ветки, листву, траву, строительный мусор и шины. Ответственность за их вывоз лежит на физических и юридических лицах. За нарушения предусмотрены административные штрафы.
•Ответственность за контейнерные площадки: Теперь за содержание контейнерных площадок (ремонт, уборку территории, покупку контейнеров) отвечают их собственники – управляющие компании для многоквартирных домов и местные администрации для частного сектора.
•Цветовая маркировка: Введены единые правила маркировки контейнеров. Серые — для смешанных отходов, а контейнеры других цветов (синий, зеленый и т.д.) — для различных видов вторсырья. До 1 января 2030 года старые контейнеры допускается использовать при условии нанесения на них соответствующих маркировок.
•Медицинские отходы: С 1 июля 2025 года медицинские отходы класса «А» (эпидемиологически безопасные) приравниваются к ТКО и передаются региональным операторам.
•Учет и эффективность: Введена новая система для оценки эффективности объектов по обращению с ТКО, которая включает показатели бесперебойности приема отходов, учета массы, извлечения вторичных ресурсов и другие.
•Ответственность за несанкционированные свалки: С региональных операторов снята обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, которая теперь возлагается на собственников земельных участков
Теперь давайте обсудим эти изменения с позиции собственников, какие последствия могут возникнуть в связи с этими вопросами и какие меры можно предпринимать в конфликтных ситуациях с региональным оператором.
Во-первых, понятно, что все изменения ведут к повышению в тарифов и попыткам к освобождению от некоторых функций и в связи с этим позволят региональным операторам включать дополнительные услуги. К этому выводу приходим из-за запрета вывозить за счет тарифа на ТКО с придомовой территории обрезки деревьев, кустарников и т.д. Правда в новых правила ничего не говориться о дворовом смёте, который присутствует в различных санитарных правилах и стандартах.
На сегодняшний день есть четкое определение этого понятия во многих нормативных актах. Смёт с придомовой территории (уличный смёт, листья, ветки, скошенная трава) относится к твердым коммунальным отходам (ТКО) и вывозится региональным оператором в рамках установленного тарифа. В соответствии с законодательством, при расчете нормативов накопления ТКО учитываются отходы от уборки придомовых территорий.
•Категория ТКО: Уличный смёт и другие отходы от уборки территории многоквартирного дома относятся к ТКО.
•Обязанность регионального оператора:Региональный оператор обязан вывозить эти отходы в рамках единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
•Правовая основа: Это подтверждено в том числе и судебной практикой, когда суды подтвердили обязанность регоператора вывозить уличный смёт, листья и ветки, собранные с придомовой территории, ссылаясь на законодательство, которое приравнивает такие отходы к ТКО.
•Нормативы накопления: При расчете нормативов накопления ТКО учитываются отходы, образующиеся при уборке придомовой территории, что означает, что они уже включены в расчет тарифа
Из этих данных мы подтверждаем наш первоначальный вывод, о том что региональный оператор улучшать свою экономку будет не за счет улучшения и организации своей работы, а только за счет увеличения тарифа. А жаль.
Во-вторых, изменения касаются и раздельного сбора ТКО. Задача стоит сложная - к 2030 году приступить к раздельному сбору мусор. Однако, на мой взгляд, что одной раскраской контейнеров это не решить. Для этого необходимо построить мусороперерабатывающие предприятия, выстроить под них логистику вывоза ТКО от собственника до предприятия. И ещё не маловажно установить стоимость наших коммунально-бытовых отходов, как это делалось прошлом веке. Например, продажа лимонадного напитка в полулитровой посуде стоила, как сейчас помню, 27 копеек и в этой стоимости была сразу заложена цена пустой тары – 12 копеек. Так и сейчас нужно определить стоимость каждого вида отходов (стекло, пластик, бумага, ветошь, пищевые отходы и т.д.) тогда собственники, жители смогут себя заставить разделять и сдавать эти отходы. Без эти базовых условий очередной этап мусорной реформы может быть провален. На сегодня наверное достаточно информации, так как она очень объемна в своем понимании в различных нормативных документов. В следующей статье на ваше рассмотрение будет рассмотрено письмо Минстроя России от 25.09.2018 N 43298-ОГ/06 <Об отходах, образующихся при уборке придомовой территории и от текущего ремонта жилых помещений>