Собственникам МКД, недовольным работой своей управляющей организации, сначала следует направлять претензию в компанию и только после этого обращаться в надзорные органы или в суд. С такой поправкой в законодательство выступила Торгово-промышленная палата РФ. Законопроект о порядке урегулировании споров между УО и жителями домов разработала ТПП России, в ближайшее время его направят в Госдуму РФ. В пояснительной записке авторы указали, что по статистике за три с половиной года жилищные споры занимают первое место по отношению к иным категориям дел.
Введение обязанности жителей МКД предварительно обращаться в УО поможет разгрузить инстанции и быстрее решать такие конфликты. Законопроект предполагает, что собственник или наниматель помещения в МКД при наличии жалоб на качество услуг сначала направляет претензию в УО. Если компания не ответит или не решит проблему в течение 10 дней, то тогда заявитель вправе обратиться в надзорный орган или суд. «Мера позволит более оперативно и цивилизованно решать споры, существенно освободит суды и контрольно-надзорные органы от тех конфликтов, которые могут и должны быть решены без их участия. Это создание бесконфликтной среды в управлении домами и повышение престижа отрасли», – отметила Сусана Киракосян, председатель подкомитета ТПП РФ по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью. Её коллега по Экспертному совету, гендиректор СРО НП «ЖКХ-Групп» Ольга Беленькая согласна, что инициатива ТПП РФ позволит быстрее решать жилищные споры.
Эксперт ОНФ Павел Склянчук отметил, что право граждан на обращение к государству нельзя как-либо ограничивать. К тому же если у жителя дома есть серьёзная бытовая проблема, а УО ничего не делает, то обязанность соблюсти претензионный порядок только замедлит её решение.
Источник: РосКвартал®
Е. Г. (комментарий)
Из личного опыта могу добавить, что без предъявления претензии на ненадлежащее исполнение своих обязанностей УК или ТСЖ собственнику будет тяжелее доказать это в Судебных и надзорных органах. В основном УО отвечают на запросы надзорных органов, что обращения по данному вопросу не поступали. И решение любого вопроса может зайти из-за этого в тупик или отложатся на неопределённый срок. Поэтому считаю, что собственнику, чтобы добиться своих требований, лучше направить сначала претензию. А на замечание, эксперта Павла Склянчука, могу заметить, что право обратиться собственнику в любой надзорный орган не может ограничить ни один нормативно-правовой акт, так как это Конституционное право человека.
Источник: РосКвартал®